|
«Значит, вы всё отрицаете?..» Базаров и Кирсанов по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)Именно благодаря роману «Отцы и дети» наш язык впервые увидел слово «нигилист», чья философия и легла в основу всего произведения. Е. Базаров являлся ярким представителем нигилистической идеи, и по этому случаю мы остановимся на слабых и сильных её сторонах. Лучше всего точка зрения героя раскрыта в его диалогах с Павлом Петровичем Кирсановым — чистокровным дворянином и аристократом, придерживающимся проверенных поколениями принципов. В силу разных возрастов, противоположных взглядов на жизнь, общество, науку и культуру Е. Базаров и П. Кирсанов часто спорили, каждый раз оставаясь при своём мнении. Но что же всё-таки наиболее благоприятно для развития человечества — аристократизм или нигилизм? Ответ на этот вопрос попытаемся найти в мыслях, репликах и образе жизни самих персонажей. Итак, Евгений Базаров — сын бедного уездного лекаря, выходец из простого народа. Герой самоуверенный, упрямый и рассудительный. Он не признаёт укоренившиеся в высшем обществе порядки и всеми уважаемые авторитеты. Стиль одежды Базарова самый обыкновенный: его выбор падает на незамысловатые и удобные вещи, что подтверждает практичность героя. С крестьянами он ведёт себя просто, не церемонится, поскольку сам не обладает чрезмерным богатством и отлично понимает обычного русского человека со всеми его желаниями, надеждами и бытовыми трудностями. Павла Петровича Кирсанова можно считать полной противоположностью Базарова: он богат, состоятелен, красив, интеллигентен, относится к отряду людей «старой закалки». Всё, что не входит в установленные принципы, возмущает и раздражает его. Одевается герой элегантно и изящно, в самые дорогие и модные костюмы. Человек он не работящий, потому что его материальное состояние и так позволяет ему жить, ни в чём себе не отказывая. Немудрено, что общаться и быть «на одной волне» с крестьянами он не умеет. Да аристократу и вовсе сложно их понять: даже при разговоре с ними он отворачивается, чтобы понюхать одеколон. Образ жизни простого русского человека для него — «какая-то крестьянская шутка, для которой он слишком богат». Исходя из обеих характеристик персонажей, становятся неудивительными их вражда и неприязнь к друг другу. Мнения Базарова и Кирсанова расходились во всём: и в отношении к дворянству, и к простому народу, и к деятельности нигилистов, и к искусству и природе. Первое «столкновение» натур Базарова и Кирсанова случается в 6 главе романа. Первый из них выразил высокое мнение о немецких учёных, а второй оказался приверженцем российской науки: «что касается до меня, я немцев, грешный человек, не жалую» (Кирсанов). Затем нашлись разногласия во взгляде на искусство — нигилизм подразумевает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Однако это замечание Евгения совершенно несправедливо — химики и поэты — представители разных сфер жизни, это материализм и духовенство, и сравнивать их в принципе недопустимо и неправильно, ибо одно не существовало бы без другого. Базаров не признаёт искусства, а ведь существование человека начиналось именно с него: сначала — мысль, знание, а затем их воплощение в материальном облике. Безусловным преимуществом Базарова над интеллигенцией является его трудолюбие, близость с простым народом. Пока Павел Петрович «задумчиво глядел на камин», а Аркадий «сибаритствовал», Евгений занимался биологическими опытами, принимал у себя больных. «Люди дела» полезны для любой страны, в том числе и для России. Если бы их было подавляющее большинство, научное развитие нашего государства шло бы ничуть не хуже немцев. За одним из обедов в Марьино речь зашла о российском дворянстве. Надо признать, что нигилисты в этом отношении более правы, чем аристократы. Они выступают за реформы, за изменение общественной структуры страны. И он абсолютно прав: люди живут благодаря вере в Бога, во власть, в лучшее будущее. Но с другой стороны, дворянин далёк от народа, который за своего соотечественника скорее пример Базарова, чем Кирсанова. К тому же, последний из них считает безграмотность крестьян явлением «само собой разумеющимся», что, в общем-то, ошибочно. Следовательно, русский народ требует коренных изменений, а это уже по части нигилизма. В этом противостоянии победили оба героя и ни один из них одновременно. «Отцы и дети» есть и в наше время, правда, «дети» постепенно вытесняют «отцов», а значит, даже несмотря на то, что Тургенев пропагандировал вымирание нигилизма, приобщив Базарова к смерти, его идеи дошли и до современности. В искусстве сейчас популярна такая тема, как постмодернизм — это тот же отказ от старых принципов и классики, расцвет новой эпохи. Классические творцы также существуют, но их, к сожалению, значительно меньше, чем любителей поэкспериментировать. Видимо, идеи Базарова оказались убедительнее для народа. Обновлено: Опубликовал(а): Пенсне Чехова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|