|
Каковы особенности композиции романа «Герой нашего времени»? Какую задачу они решают? (Лермонтов М. Ю.)Лермонтов создал особенный роман. Когда «Герой нашего времени" вышел в читатели и критики сразу поняли это. Современники Лермонтова привыкли читать произведения, где хронология в повествовании не нарушалась Всё происходило в линейном порядке. Лермонтов же перепутал очередность и описал сначала то, что происходило много лет назад. А после этого ещё более поздние события. Роман состоит из пяти глав, каждую из них можно назвать законченным произведением. Такое распределение событий в романе автор «Героя нашего времени» сам называл не случайным. Всё здесь выверено и подчинено общей задумке. Композиция работает на главную цель — разносторонне показать героя, его многогранный и сложный характер, скрытые от людей стороны и тайники его души. Главный акцент в произведении делается на психологию человека, а не на поддержание интереса читателя к развитию событий, происходящие с главным героем. Такой приём также является новаторством Лермонтова. Именно желанием писателя наиболее полно показать внутренний мир героя продиктована такая необычной последовательность композиции. Сначала на Печорина мы глядим через восприятие других людей. В первой главе он предстаёт с неким ореолом романтичности, влюбляясь в горную красавицу и похищая её из родительского дома. Затем образ героя постепенно раскрывается дальше. Перед читателем уже предстаёт эгоистичный и любящий только себя человек. Любовь ему наскучила, в дружбу он не верит. Но Печорин показан нам, как храбрый, упорно добивающийся своих целей человек. Во второй части романтический ореол вокруг неожиданно улетучивается. Мы видим холодного циника глазами проезжего офицера. Но в этой же главе нам открывается доступ к внутреннему миру главного героя. Мы читаем дневник Печорина и знакомимся с богатым спектром переживаний, чувств, размышлений Григория Александровича. Из дневника мы узнаём то, что было пережито до знакомства с Максимом Максимычем и Бэлой. Приключения в Тамани, встреча с контрабандистами открывают нам дополнительные штрихи его натуры. Затем описание отношений с княжной Мери в Кисловодске и дуэль с Грушницким дают возможность заглянуть во внутренний мир Печорина ещё раз, узнать его переживания. И видим, что это страдающий, могущий любить женщину, несчастный, человек, очень остро переносящий своё одиночество. В «Фаталисте» мы узнаём хладнокровную игру главного героя с роком. Он смело бросает вызов судьбе и выигрывает. Думаю, что именно особенности композиции романа позволили наиболее полно раскрыть образ Печорина и создать масштабное произведение, ориентированный на психологию человека. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Егорова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|