|
Проблема бесчеловечности войны в тексте В. П. Астафьева «Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева…» 16 вариант (ЕГЭ по русскому)Война — это вооружённый конфликт между государствами, связанный с борьбой за собственные интересы. Захватническая или справедливая — какой бы она ни была — война всегда касается судеб миллионов людей. Почему любая война является преступлением против человечества? Именно этот вопрос мы задаём себе, читая текст Виктора Петровича Астафьева, прошедшего суровую фронтовую школу в звании «красноармеец». Размышления писателя о проблеме бесчеловечности войны связаны с изображением поступков героев, оказавшихся в самом пекле сражений. Перед нами отрывок из повести «Пастух и пастушка». Глазами Бориса Костяева видит читатель «солдата в маскхалате, измазанного глиной», который в состоянии психологического срыва начинает стрелять в пленных немцев: «...скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями». Этот срыв вызван душевной болью: ведь немцы и «Маришку сожгли», и «селян в церкви», и «мамку». «Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат». Жестокость врага вызывает аналогичную ответную реакцию, которая связана с гибелью близких от рук врага. Человек теряет рассудок. Товарищи ему сочувствуют, пытаясь привести в чувство. Мы вместе с ними ощущаем человеческое страдание, отчаяние от потери близких. И в то же время читатели проявляем, как и Борис, и другие бойцы, сочувствие к безоружным немцам, которые, «будто вспугнутые вороны, заорали… бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках». Это сравнение немцев с воронами явно из языка простого русского солдата, испытывающего жалость к беспомощным, безоружным врагам, многие из которых ранены. Вот почему старший сержант «послюнявил цигарку, прижёг и засунул в рот неподвижно глядевшему в потолок пожилому немцу». Да ещё и пожурил добродушно, хотя и сам ранен: «Познобился весь. Кто тебя кормить-то будет и семью твою? Фюрер? Фюреры, они накормят!..». Те, кто пришли завоевать чужую землю, тоже и погибают, и терпят лишения и боль. Это замечают простые русские солдаты, против которых воюют немцы. Эти две противоречивые сцены помогают В. П. Астафьеву осуществить философский подход к проблеме антигуманности войны. Писатель уверен: война всегда бесчеловечна. Гибнут солдаты с обеих воюющих сторон, мирные жители, дети. Война всем приносит непереносимые страдания. Миллионы людей остаются искалеченными и опустошёнными. Я полностью согласна с гуманистической позицией автора. Действительно, русские люди, в сердцах которых живёт историческая память о прошлом, не понаслышке знают о погибших близких, о тяжёлых испытаниях, о разрушенных семьях. Во время Второй мировой войны, по официальным данным, Россия потеряла более двадцати шести миллионов человек, а Германия — более восьми. Кроме того, подтверждением данной мысли могут служить многочисленные произведения литературы о войне. Так, в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека», название которого говорит о типичности образа главного героя, через судьбу Андрея Соколова показана и жестокость врагов (вспомним сцену с немецкими автоматчиками, берущими в плен контуженного во время обстрела Андрея), и душевные переживания в плену, и боль утраты близких (на месте дома Соколова осталась лишь воронка, жена, дочери и сын погибли), и горечь одиночества после войны. Потеря близких у героя Шолохова вызывает такие же страдания, как и у солдата в маскхалате в тексте В. П. Астафьева. Страшная правда о прошлом должна стать предостережением для новых поколений. Жестокая память о Великой Отечественной войне жива и поныне в воспоминаниях наших ветеранов, которые видели смерть фронтовых товарищей, пережили боль утраты друзей и близких. Мы должны помнить о самой страшной войне и сделать всё для того, чтобы у нас над головой всегда было мирное небо, чтобы люди смеялись, а не плакали. Обновлено: Опубликовал(а): 19601910 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|