|
Есть ли право на бесчестье? (Итоговое сочинение (декабрьское))Вопрос «Обладает ли человек правом на бесчестье?» представляется достаточно парадоксальным, и потому не раз оказывался темой литературных произведений. На первый взгляд, на него можно однозначно дать отрицательный ответ, потому что, казалось бы, бесчестный поступок в любом случае идет вразрез с моральными нормами, нарушает нашу духовную связь с другими людьми, с обществом. Но с другой стороны, не может ли следование велению долга все же иногда противоречить индивидуальным нравственным принципам и здравому смыслу? Стоит ли ставить честь выше таких вечных ценностей, как любовь, жизнь, мир, счастье человека? Порассуждать над этими вопросами я попытаюсь в своем сочинении. Тема чести – одна из главных в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Недаром в качестве эпиграфа великий писатель выбрал пословицу «Береги честь смолоду». Петрушу Гринева, главного героя, с детства воспитывали в духе следования нормам дворянской и воинской чести. Когда молодой человек встречает свою возлюбленную Машу Миронову, он, помимо понимания чести как долга по отношению к императрице, Отечеству, осознает долг, который накладывает на него любовь. Восстание Емельяна Пугачева становится причиной внутреннего конфликта в душе главного героя, противоречия между его нравственными установками. Гринев оказывается вынужден идти на компромисс с главарем бунтовщиков, чтобы спасти Машу из плена негодяя Швабрина. Когда Пугачев помогает ему, главный герой хоть и благодарен ему, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь, он говорит: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». В последствии, представ перед судом, он спокоен и уверен в своей невиновности, но его оговаривает Швабрин. От позора главного героя спасает Маша, встретившаяся с императрицей, которая помиловала Гринева. Таким образом, Петруша Гринев следует принципу «Делай, что должен, и будь, что будет», но для него понятия долга и чести неразрывно связаны с милосердием, любовью к ближнему, совестью, поэтому он не отказывается от своих нравственных установок, несмотря на все перипетии судьбы. Внутренний конфликт возникает и в душе одного из главных героев романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого Пьера Безухова. Вызвав на дуэль Долохова, соблазнившего его жену Элен, Пьер терзается сомнениями в том, не стала ли Элен настоящей виновницей случившегося и не поступил ли он бы на месте Долохова точно так же. Однако он отказывается примириться с обидчиком, отстаивая свою честь, и ранит Долохова, несмотря на то, что не умеет обращаться с оружием. Затем к Пьеру приходит осознание произошедшего, он полон раскаяния и сожаления, «Глупо... глупо! Смерть... ложь...» - твердит он. В последствии в разговоре с князем Андреем он говорит, что благодарит Бога, за то, что не убил своего противника, поскольку понимает, что Элен не стоит того, чтобы ради нее губить собственную душу. А Долохов после дуэли показывает себя с совершенно неожиданной стороны. Он, «этот буян, бретёр-Долохов», волнуется не за себя, а за мать, которую может «убить» известие о том, что сын ранен. Так писатель обращает внимание читателя на то, что наша жизнь сложнее, чем кажется на первый взгляд, не стоит судить о людях по первому впечатлению, нужно уметь прощать ошибки, быть снисходительным к порокам других. Как оказалось, светское, условное понимание чести, означающее скорее исполнение ритуалов, чем высокую духовную силу, может противоречить принципам гуманизма и христианской любви. К какому же можно прийти выводу, размышляя над данной темой? Герои рассмотренных произведений шли путем чести, хотя и столкнулись на этом пути со сложным нравственным выбором. Но, на мой взгляд, понятие чести в каждом случае можно трактовать по-разному. Для Петруши Гринева честь неотделима от «христианской совести», а анализируя дуэль Пьера с Долоховым, честью приходится называть скорее сохранение репутации, следование светским условностям. Пьер справедливо полагает, что такая честь не стоит человеческой жизни. Поэтому, как мне кажется, человек действительно обладает правом на бесчестье, если обстоятельства сложились так, что принципы чести противоречат нравственным нормам или вовсе становятся пустой формальностью. Обновлено: Опубликовал(а): AlexandraV Внимание! Спасибо за внимание.
|
|