Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сложно ли жить в эпоху перемен? Аргументы М. А. Шолохов «Родинка», И. Бабель «Письмо» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Материалы могут быть использованы для работы над сочинением по направлению «Время перемен».

Алгоритм работы: 1) познакомиться с тезисным планом; 2) прочитать (или перечитать, повторить) произведения, предложенные для аргументации; 3) самостоятельно написать текст сочинения; 4) в случае затруднения использовать готовый текст, сжимая его и отбирая наиболее важные фрагменты, опуская объёмные цитаты или записывая их в форме косвенной речи; 5) отредактировать получившийся вариант.

Сложно ли жить в эпоху перемен?

План.

1. Вступление. Тезис — ответ на вопрос темы (В эпоху перемен человеку жить сложно, так как происходит резкая ломка сознания, связанная с конфликтом между традиционными убеждениями и новыми, формирующимися под влиянием изменений в социальной или экономической сферах).

2. Первый аргумент — анализ трагической гибели отца и сына через рассмотрение их психологического состояния (по рассказу М.

А. Шолохова «Родинка»). Микротезис (Революция и Гражданская война в России начала двадцатого века привели к трагедии, так как разрушили традиционные семейные связи).

3. Второй аргумент – анализ изменённого под влиянием революции сознания героев (по рассказу И. Бабеля «Письмо»). Микротезис (Революция оказала пагубное влияние на душу человека, так как утверждала насилие, жестокость, кровопролитие как формы защиты новой власти).

4. Заключение. Как человек должен вести себя в эпоху перемен?

Мир вокруг нас постоянно меняется. Это неизбежно, иначе человечество перестанет развиваться. Изменения происходят во всех сферах жизни — социальной, экономической, научно-технической. Менее всего перемены затрагивают нравственные отношения. Неслучайно мы говорим о вечных ценностях, зафиксированных в Библии и в сознании людей. Это неписаные правила, которых люди придерживаются в течение тысячелетий. Но система нравственных ценностей реагирует на изменения в других областях жизни людей. Возникает конфликт между традиционными нравственными убеждениями и новыми, вызванными развитием экономической и социальной сферы. Вот почему эпоха перемен всегда связана с определенными противоречиями в сознании людей. Данная проблема всегда волновала русскую литературу.

Обратимся к произведениям на тему революции и Гражданской войны, которые потрясли Россию в начале двадцатого века. Они особенно ярко отразили драматизм отношений между людьми различных политических убеждений и внутренние противоречия в сознании человека в период социальных катаклизмов. «Страшный социальный опыт на теле русского народа», по определению А. М. Горького, явился причиной трагедии целого народа. Так, в сборнике «Донские рассказы» Михаил Александрович Шолохов изображает русского человека на переломе эпох. Уничтожение системы традиционных нравственных ценностей ведёт к тяжёлым последствиям. В рассказе «Родинка» трагедия личности в эпоху социальных перемен показана через разрушение семейных ценностей. Восемнадцатилетний командир эскадрона Николка Кошевой и его отец, старый казачий атаман, ставший атаманом банды, оказались в противоположных лагерях: один воюет за красных, другой — за белых. Николка устал от сражений, мечтает об учебе в городе. Атаман прошел через Германскую войну, семь лет скитался по свету, зачерствел душой, его «боль… точит изнутри». Автор, рисуя психологическое состояние героев, показывает страшное влияние смуты на душу человека. Достичь эмоционального воздействия на читателя писателю помогает пейзаж, создающий настроение боли: ночью «ставни тоскуют», утром «трава заплаканная, седая от росы». В схватке атаман убивает командира красных и по родинке на ноге узнает в нем своего повзрослевшего сына. Отец не в состоянии перенести случившееся и заканчивает жизнь самоубийством… Хотя Шолохов сочувствует красным, но всё же показывает, что трагедия касается всех. Революция и война, ставшие воплощением в жизнь политических идей социалистов, ударили по нравственным основам русского народа, разрушили даже семейные связи, привели к страданиям и гибели простых людей.

Тема пагубного влияния революции на душу человека, изменения сознания, жестокости звучит и в цикле Исаака Эммануиловича Бабеля «Конармия». Рассказ «Письмо» имеет форму письма, продиктованного Лютову, работнику Политотдела Первой конной армии Будённого, мальчиком Василием Курдюковым, который развозит на позиции литературу и газеты, в том числе « родную беспощадную газету «Красный кавалерист». Слово «беспощадная» в устах подростка, неграмотного, наивного, в чём-то доброго, звучит как приговор тому мировоззрению, которое насаждается новой властью. Она, эта власть, связана с террором, с беспощадным отношением к тем, кто выступает против неё в любой форме. Обращаясь к «любезной маме Евдокии Фёдоровне», сын рассказывает о том, как папаша, служивший командиром у Деникина, убивает сына Федора, красноармейца, а другой его сын, Семён, убивает своего отца из чувства мести. Главными в семье стали не любовь, не кровная связь, а непримиримое отношение к политическим убеждениям друг друга. Белый убивает красного, а красный — белого. Революция разделила всех на два непримиримых лагеря. Повседневная жестокость становится нормой, убийства совершаются хладнокровно. А в отряде все хотят воевать под началом Семёна: «…за его отчаянность весь полк желал иметь за командира»… Убийство кажется подростку естественным способом для разрешения обид и споров. Он сообщает матери, заботясь о ней и гордясь своим старшим братом: «Таперича какой сосед вас начнет забижать — то Семён Тимофеич может его вполне зарезать». Автор заставляет нас задуматься: разве нужна обществу революция, которая утверждает братоубийство и кровопролитие? «Письмо» из прошлого становится предостережением настоящему.

Таким образом, в нашем бесконечно изменяющемся мире изменения неизбежны. Но если они являются своеобразным экспериментом над обществом, то становятся очень опасными для людей, их нравственности. Необходимо все преобразования проводить постепенно, путем реформ, тщательно продумывая и готовя к ним общество. Но какими бы ни были перемены в социальной, экономической или культурной сфере, очевидным является одно: люди обязаны оставаться людьми. Для них высшими жизненными ценностями должны быть милосердие, человечность, уважение к традициям, которые формировались веками и передавались от поколения к поколению.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.