|
Почему нужно сохранить памятники, созданные нашими предками? Аргументы В. М. Шукшин «Мастер», «Крепкий мужик» (Итоговое сочинение (декабрьское))Алгоритм работы: 1) познакомьтесь с тезисным планом; 2) перечитайте произведения, предложенные для анализа; 3) самостоятельно напишите текст сочинения; 4) в случае затруднения используйте готовый текст, сжимая его и отбирая наиболее важные фрагменты, опуская объёмные цитаты или записывая их в форме косвенной речи; 4) отредактируйте получившийся вариант.
План. 1. Вступление. Тезис — ответ на вопрос (Памятники духовной культуры хранят в себе важную информацию о прошлом народа и человечества, воспитывают личность, поэтому они нуждаются в бережном отношении). 2. Первый аргумент — анализ мыслей, чувств и поступков героя рассказа В. М. Шукшина «Мастер». Микротезис (Памятники архитектуры пробуждают в человеке чувство прекрасного). 3. Второй аргумент — анализ поступков героя рассказа и реакции окружающих на его действия в рассказе В. М. Шукшина «Крепкий мужик». Микротезис (Отношение к памятникам культовой архитектуры отражает нравственную сущность личности, уровень национального самосознания). 4. Заключение. Как воспитать в людях чувство личной ответственности за сохранение памятников духовной культуры?
Памятники духовной культуры — это произведения искусства, созданные нашими предками, сохранившиеся предметы культуры прошлого. Это и архитектурные сооружения, и предметы археологических раскопок, и художественные тексты, и произведения музыки, живописи. В них сохраняется духовный опыт отдельных народов и всего человечества в целом. Знакомясь с ними, современные люди впитывают этот уникальный опыт, проходят путем усвоения важнейших нравственных законов, выработанных человечеством за время своего существования. Вот почему необходимо беречь и охранять памятники. Русская литература не могла пройти мимо таких важных вопросов. Давайте вспомним о пушкинской любви «к отеческим гробам», о любви «к родному пепелищу». Особенно острой была данная проблема для России двадцатого века, прошедшей через революцию и гражданскую войну, через «страшный социальный опыт на теле русского народа». Обратимся к творчеству Василия Макаровича Шукшина, создавшего галерею образов деревенских «чудиков». В рассказе «Мастер» писатель показывает, что памятники архитектуры пробуждают чувство прекрасного. Главный герой — «некто Семка Рысь, забулдыга, непревзойденный столяр» из села Чебровка. Он представитель советского народа, который заставили отказаться от Бога. Оказывается, и от красоты. И вот этот мужик, который может что угодно — «поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь», сделал для себя открытие, увидев красоту маленькой деревенской церквушки, открывавшейся взгляду сразу за откосом по дороге в Талицу. Деревенский мастер замечает её белизну и легкость «среди тяжкой зелени тополей». Он ходит к белой красавице и размышляет философски: «…столько лет стоит!». А ещё задается вопросом: «О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величил или себя хотел показать?». И работу этого старого мастера Семка сравнивает с хорошо спетой песней. «Обеспокоенный красотой и тайной», Рысь проходит множество инстанций, которые должны дать разрешение для ремонта «белой красавицы» и «решить вопрос». Побывал он и у батюшки в райгородке, и у митрополита, и у писателя, любителя этнографии, которому отделал кабинет под деревенскую избу шестнадцатого века, и в облисполкоме… Но никто не помог, не откликнулся, потому что кому-то нельзя, кому-то — нецелесообразно, а для кого-то эта церковка «как памятник архитектуры ценности не представляет», хоть и относится к концу семнадцатого века. Эта бюрократическая цепочка советской действительности не могла разомкнуться. И никого не тронули убеждения Семена: «Это — гордость русского народа, а на нее все махнули рукой. А отремонтировать, она будет стоять ещё триста лет и радовать глаз и душу». Пробужденная красотой памятника душа деревенского мастера вступает в драматическое противоречие с людьми и миром. Герой оказывается в состоянии глубокого внутреннего разлада, оттого что окружающие не прониклись поэзией деревенского храма «так называемого На Крови», не почувствовали его связь с предками и с Богом. Вот почему главный герой «с тех пор про талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней»… Пренебрежение к вопросам охраны памятников уничтожает память о прошлом и ранит чуткую человеческую душу. Данная проблема находит воплощение и в рассказе В. М. Шукшина «Крепкий мужик», где показано, что отношение к памятникам культовой архитектуры выражает нравственную сущность личности, уровень национального самосознания. Главный герой явно подходит под определение отрицательный персонаж. Бригадир Шурыгин Николай Сергеевич, маленький начальничек в колхозе, из хозяйственных соображений (чтоб кирпич на свинарник пустить) разрушает деревенскую церковь, в которой когда-то был склад. Его действия вызывают и недоумение, и протест окружающих. Односельчане пытаются помешать Кольке-антихристу. Подвыпивший кладовщик задает вопрос: «Колька, ты зачем это?» Жена Кланька, которую люди подтолкнули, тоже спрашивает об этом. А молодой учитель, уважаемый всеми в деревне, грозит: «Ответишь за убийство! Идиот… Варвар!». Но ничто не остановило Шурыгина. И церковь, в которой «люди постарше все крещены… были» и в которой «отпевали усопших дедов и прадедов», рухнула, стала прахом, превратилась в бесформенную груду кирпича. Все в деревне за это «ненавидят Кольку», потому что он уничтожил красоту и память о таких близких и родных дедах и прадедах. Не принимают односельчане и его «геройство». «Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями», — эта ироническая авторская оценка совпадает с мнением деревенских жителей. А Шурыгин вспоминает Ваську Духанина, который в былые времена с этой же самой церкви крест своротил, а впоследствии «большим человеком стал»… Возникают ассоциации с Библией: церковь Колька уничтожает в воскресенье, а кирпич хочет пустить на свинарник. Вспоминается притча о свиньях, являющихся воплощением греха. И поступок Кольки — это грех, преступление против односельчанин и против Бога. Жаль только, что совести у него нет. Шукшин, болеющий за русскую деревню, показывает через эпизод надругательства над церковью, как страшны отступничество от народной морали и потеря исторической памяти. К счастью, деревня сохраняет ещё и понятие о красоте, и веру в Бога, и национальное самосознание. И пока возвышаются деревенские церквушки, они будут связывать простых людей с прошлым. Таким образом, исторические памятники хранят информацию о минувших эпохах, традициях, исторических событиях, напоминают о людях, оказавших влияние на судьбу народа. Нужно беречь эти сокровища, так как они учат нас любить свою землю, жить по совести, воспитывают уважение к памяти предков. Обновлено: Опубликовал(а): 89216841665 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|