Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему нужно сохранить памятники, созданные нашими предками? Аргументы В. М. Шукшин «Мастер», «Крепкий мужик» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Алгоритм работы: 1) познакомьтесь с тезисным планом; 2) перечитайте произведения, предложенные для анализа; 3) самостоятельно напишите текст сочинения; 4) в случае затруднения используйте готовый текст, сжимая его и отбирая наиболее важные фрагменты, опуская объёмные цитаты или записывая их в форме косвенной речи; 4) отредактируйте получившийся вариант.

План.

1. Вступление. Тезис — ответ на вопрос (Памятники духовной культуры хранят в себе важную информацию о прошлом народа и человечества, воспитывают личность, поэтому они нуждаются в бережном отношении).

2. Первый аргумент — анализ мыслей, чувств и поступков героя рассказа В. М. Шукшина «Мастер». Микротезис (Памятники архитектуры пробуждают в человеке чувство прекрасного).

3. Второй аргумент — анализ поступков героя рассказа и реакции окружающих на его действия в рассказе В.

М. Шукшина «Крепкий мужик». Микротезис (Отношение к памятникам культовой архитектуры отражает нравственную сущность личности, уровень национального самосознания).

4. Заключение. Как воспитать в людях чувство личной ответственности за сохранение памятников духовной культуры?

Памятники духовной культуры — это произведения искусства, созданные нашими предками, сохранившиеся предметы культуры прошлого. Это и архитектурные сооружения, и предметы археологических раскопок, и художественные тексты, и произведения музыки, живописи. В них сохраняется духовный опыт отдельных народов и всего человечества в целом. Знакомясь с ними, современные люди впитывают этот уникальный опыт, проходят путем усвоения важнейших нравственных законов, выработанных человечеством за время своего существования. Вот почему необходимо беречь и охранять памятники. Русская литература не могла пройти мимо таких важных вопросов. Давайте вспомним о пушкинской любви «к отеческим гробам», о любви «к родному пепелищу». Особенно острой была данная проблема для России двадцатого века, прошедшей через революцию и гражданскую войну, через «страшный социальный опыт на теле русского народа». Обратимся к творчеству Василия Макаровича Шукшина, создавшего галерею образов деревенских «чудиков». В рассказе «Мастер» писатель показывает, что памятники архитектуры пробуждают чувство прекрасного. Главный герой — «некто Семка Рысь, забулдыга, непревзойденный столяр» из села Чебровка. Он представитель советского народа, который заставили отказаться от Бога. Оказывается, и от красоты. И вот этот мужик, который может что угодно — «поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь», сделал для себя открытие, увидев красоту маленькой деревенской церквушки, открывавшейся взгляду сразу за откосом по дороге в Талицу. Деревенский мастер замечает её белизну и легкость «среди тяжкой зелени тополей». Он ходит к белой красавице и размышляет философски: «…столько лет стоит!». А ещё задается вопросом: «О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величил или себя хотел показать?». И работу этого старого мастера Семка сравнивает с хорошо спетой песней. «Обеспокоенный красотой и тайной», Рысь проходит множество инстанций, которые должны дать разрешение для ремонта «белой красавицы» и «решить вопрос». Побывал он и у батюшки в райгородке, и у митрополита, и у писателя, любителя этнографии, которому отделал кабинет под деревенскую избу шестнадцатого века, и в облисполкоме… Но никто не помог, не откликнулся, потому что кому-то нельзя, кому-то — нецелесообразно, а для кого-то эта церковка «как памятник архитектуры ценности не представляет», хоть и относится к концу семнадцатого века. Эта бюрократическая цепочка советской действительности не могла разомкнуться. И никого не тронули убеждения Семена: «Это — гордость русского народа, а на нее все махнули рукой. А отремонтировать, она будет стоять ещё триста лет и радовать глаз и душу». Пробужденная красотой памятника душа деревенского мастера вступает в драматическое противоречие с людьми и миром. Герой оказывается в состоянии глубокого внутреннего разлада, оттого что окружающие не прониклись поэзией деревенского храма «так называемого На Крови», не почувствовали его связь с предками и с Богом. Вот почему главный герой «с тех пор про талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней»… Пренебрежение к вопросам охраны памятников уничтожает память о прошлом и ранит чуткую человеческую душу.

Данная проблема находит воплощение и в рассказе В. М. Шукшина «Крепкий мужик», где показано, что отношение к памятникам культовой архитектуры выражает нравственную сущность личности, уровень национального самосознания. Главный герой явно подходит под определение отрицательный персонаж. Бригадир Шурыгин Николай Сергеевич, маленький начальничек в колхозе, из хозяйственных соображений (чтоб кирпич на свинарник пустить) разрушает деревенскую церковь, в которой когда-то был склад. Его действия вызывают и недоумение, и протест окружающих. Односельчане пытаются помешать Кольке-антихристу. Подвыпивший кладовщик задает вопрос: «Колька, ты зачем это?» Жена Кланька, которую люди подтолкнули, тоже спрашивает об этом. А молодой учитель, уважаемый всеми в деревне, грозит: «Ответишь за убийство! Идиот… Варвар!». Но ничто не остановило Шурыгина. И церковь, в которой «люди постарше все крещены… были» и в которой «отпевали усопших дедов и прадедов», рухнула, стала прахом, превратилась в бесформенную груду кирпича. Все в деревне за это «ненавидят Кольку», потому что он уничтожил красоту и память о таких близких и родных дедах и прадедах. Не принимают односельчане и его «геройство». «Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями», — эта ироническая авторская оценка совпадает с мнением деревенских жителей. А Шурыгин вспоминает Ваську Духанина, который в былые времена с этой же самой церкви крест своротил, а впоследствии «большим человеком стал»… Возникают ассоциации с Библией: церковь Колька уничтожает в воскресенье, а кирпич хочет пустить на свинарник. Вспоминается притча о свиньях, являющихся воплощением греха. И поступок Кольки — это грех, преступление против односельчанин и против Бога. Жаль только, что совести у него нет. Шукшин, болеющий за русскую деревню, показывает через эпизод надругательства над церковью, как страшны отступничество от народной морали и потеря исторической памяти. К счастью, деревня сохраняет ещё и понятие о красоте, и веру в Бога, и национальное самосознание. И пока возвышаются деревенские церквушки, они будут связывать простых людей с прошлым.

Таким образом, исторические памятники хранят информацию о минувших эпохах, традициях, исторических событиях, напоминают о людях, оказавших влияние на судьбу народа. Нужно беречь эти сокровища, так как они учат нас любить свою землю, жить по совести, воспитывают уважение к памяти предков.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.