|
Какие пороки современной Бунину цивилизации показаны в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? (Литература XX века)Автор представляет нам главного героя как нечто усредненное, как человека, у которого нет характера и даже имени: "Господин из Сан-Франциско — имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил". Писатель описывает жизнь ключевого персонажа очень коротко, характеризуя её одной целью – зарабатыванием денег: "До этой поры он не жил, а лишь существовал". Он ценен окружающим и себе не как личность, а как "господин". Вся его жизнь, равно как и все его желания, является такой же усреднённой, как и у других "господ": "Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Положил и он поступить так же". Он кичится своим богатством, олицетворяя собой американизированную буржуазную цивилизацию. Автор, не называя имени героя, подчеркивает, откуда он: "Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия…он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему". Бунин иронично, с тонкой издевкой описывает внешность "господина": «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова» сравнивается со «старой слоновой костью». В главном действующем лице нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого богатства – осуществилась, но он не стал от этого счастливее. На пароходе, на котором продолжает путешествие главный герой, вся жизнь пассажиров подчинена никому не нужным ритуалам: Путешествующие богачи, всё время развлекаясь и принимая трапезы, не замечают людей, которые обслуживают их и работают без отдыха. Пассажиры "Атлантиды" не интересуются абсолютно ничем, даже природа и искусство не находят в их душе отклика, а музеи они посещают только из-за того, что так принято, видя в них не возможность прикоснуться к прекрасному, а возможность выйти в свет: "мертвенно-чистые", церкви "холодные", с "огромной пустотой, молчанием и тихими огоньками семисвечника". В их представлении искусством являются "скользкие гробовые плиты под ногами и чье-нибудь "снятие с креста", непременно знаменитое". Читая это описание, невольно вспоминаешь легендарную Атлантиду, которая затонула, и понимаешь, что и пароход, на котором путешествует главный герой и на котором главными достояниями являются богатство и гордыня, обречён. Автор не зря даёт именно такое название пароходу, как бы проводя параллель. Кульминация рассказа - неожиданная смерть главного действующего лица, которая, казалось, могла произойти с кем угодно, но только не с ним, богатым "господином, только начавшим жить". Он настойчиво боролся со смертью, ни за что не хотел поддаться ей, так неожиданно и грубо навалившейся. Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатывал глаза, как пьяный... Умирая, «господин» меняется: «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, – его больше не было, а кто-то другой». Смерть делает его человеком: черты его стали утончаться, светлеть…». «Умерший», «покойный», «мертвый» –так теперь его называют. После смерти пропадает услужливое обращение, резко изменилось отношение окружающих: труп необходимо убрать из отеля, чтобы не испортить настроение другим постояльцам, таким же «господам»: "Это совершенно невозможно, мадам,.. хозяин с вежливым достоинством осадил ее…хозяин с бесстрастным лицом, уже без всякой любезности". Как жестокая насмешка, вместо уютной каюты на "Атлантиде" был гроб из ящика из-под содовой воды в трюме. После смерти "господина" ничего не изменилось, корабль, на котором продолжались веселье и сытая жизнь, поплыл обратно, музыка звучала «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса... океаном». Писатель ярко показывает тщетность богатства, гордыни и могущества перед ликом смерти, ведь в тот момент, когда она приходит, никакие богатства не дадут преимущества и не продлят жизнь, ибо перед смертью все равны. И лишь жизнь человека определяет его жизнь загробную, будут ли его помнить за сделанные в течение жизни поступки, горевать о его смерти, возносить почести в знак уважения или никто и не заметит ухода. Очевидно, смысл жизни не в деньгах, а в чём-то, чего ими измерить нельзя. За материальные блага нельзя купить ни жизнь, ни счастье. В своем рассказе Иван Алексеевич подчеркивает абсолютную бездуховность цивилизации, где смыслом жизни становится обогащение. Мир, где всё покупается и продается, где деньги становятся единственной целью жизни и правят в нем такие "господа", обречен на саморазрушение. Глядя на сегодняшний мир, я вижу, что рассказ по-прежнему актуален. Напиши Бунин свой рассказ сегодня, возможно, такой "господином" был бы совсем из другой страны. Над этим нам надо задуматься. Обновлено: Опубликовал(а): Alex812 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|