Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Традиции и новаторства в комедии «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)

А. С. Грибоедов, сумев преодолеть рамки классицизма, написал первую реалистическую комедию «Горе от ума». Чтобы изобразить новое содержание, ему пришлось нарушить целый ряд жанровых и сюжетно-композиционных правил. Используя нововведения, он также сохранил и традиции направления своего времени. Однако некоторыми законами построения классицистической комедии он всё же пренебрёг.

Основные принципы, по которым должна была строиться комедия того времени, были соблюдены. Всё действие происходит в течение одних суток, а место, дом Фамусовых, где оно разворачивается не меняется на протяжении всего произведения.

Правило трёх единств частично присутствует: нет единства действия. Сохранились и говорящие фамилии, такие как Молчалин, Фамусов. Они, как и подобает, совершенно точно описывают своих носителей: Молчалин — человек неразговорчивый, застенчивый. Он робок, но благодаря своему умению угождать разным людям, может добиться своего. Фамилию «Фамусов» не сразу можно отметить, как говорящую, но если узнать её происхождение, то «fama» в переводе с латинского означает молва. Из этого следует, что для отца семейства, мнение общества – важнее всего. А само фамусовское общество ценит высокие чины, наличие полезных связей и материальное благосостояние. Немаловажной чертой классицизма является традиционная схема распределения ролей: «обманутый отец», «недалекий военный» и «субретка-наперстница». Устами главного героя говорит сам автор. Он произносит несколько монологов, которые помогают ему больше раскрыть образ персонажа и в которых он выражает своё отношение к нему. Таким образом, Чацкий — резонёр, что также характерно для классицизма.

Для создания столь необычной комедии своего времени Грибоедову пришлось прибегнуть к некоторым принципам доселе неизвестного направления, реализма. Прежде всего он проявился в точном изображении российской действительности того периода, в произведение были подняты острые политические вопросы. Оно также стало отображением эпохи, в которую зарождались революционные идеи и мысли. Количество вне сценических персонажей превышает число сценических, поэтому среди них есть единомышленники Чацкого и Фамусова. Вся эта система отражает московское общество и борьбу в нем «века нынешнего» и «века минувшего», что в свою очередь расширяет показ действительности в комедии. Автор не описывает каких-то знакомых ему лиц, однако его герои явно имели прототипов. В главном персонаже можно узнать несколько таких личностей. Это и Чаадаев, и Кюхельбекер, и даже сам автор: все они имели похожие ситуации, в которые и попадает Чацкий. Желая показать общество с разных сторон, Грибоедов создаёт героев разного типа, тщательно «прорисовывая» индивидуальные детали каждого.

Многие реплики из комедии сейчас вошли в современную речь как афоризмы и крылатые выражения. Самые известные из них, такие как «счастливые часов не наблюдают» или «свежо предание, а верится с трудом» и ещё много других живут самостоятельной жизнью благодаря Грибоедову. Вольный ямб позволяет ему придать эффект реального разговора , а также оживить само действие. Согласно правилу трёх единств, единство действия должно было строиться на одном конфликте, который в финале произведения обязательно должен получить развязку , и добро обязано восторжествовать. Изображая два конфликта, Грибоедов умело переплетает их: завязавшись поначалу как любовный, конфликт осложняется противостоянием обществу. Затем происходит кульминация, и только один из них, любовный, получает развязку. Финал остаётся «открытым»: общество не собирается менять своих взглядов, а значит дальнейшее столкновение неизбежно. Тем самым, автор хочет показать, что в жизни очень часто встречаются ситуации, в которых порок торжествует. Комедия состоит из 4-х действий, вместо 3-ёх или 5-ти как гласит правило классицизма. Это говорит о том, что Грибоедов намеренно оставляет неразрешимость общественного конфликта, вынося его за пределы самой комедии.

«Горе от ума» — это уникальное произведение, которое совместило в себе традиции написания классицистической комедии и новые принципы реализма. Оно и по сей день удивляет нас своей силой мысли, заложенной автором. Я считаю, что Грибоедову удалось осветить не только общественно-политические проблемы, но и жизненно-важные темы, актуальные даже сейчас.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.