|
29.3 «Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства» (Филдинг) (ЕГЭ обществознание)Оценка эксперта внизу Автор цитаты затрагивает проблему взаимосвязи внешнего и внутреннего социального контроля. На взгляд Г. Филдинга, внешний социальный контроль, осуществляемый посредством правового регулирования, дополняется контролем внутренним, то есть самоконтролем. Под социальным контролем в социологии понимается система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование социальной системы в целом. Социальный контроль необходим для сохранения целостности общества. К элементам социального контроля относят социальные нормы, ценности, санкции, общественное сознание, индивидуальное сознание и самоконтроль. Филдинг заостряет наше внимание на последнем из названных элементов социального контроля — самоконтроле. Действительно, существует два вида социального контроля: внешний и внутренний. Внешний социальный контроль осуществляется с помощью правовых и моральных норм, а также положительных и отрицательных санкций. В процессе же внутреннего социального контроля, или самоконтроля значимую роль играет совесть. Совесть — это способность индивида критически оценивать своё поведение и поступки, эмоционально реагировать на своё несоответствие морально должному, осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым в обществе нормам. Совесть вызывает у человека чувство вины, которое способно возвращаться и тревожить его долгое время после совершения аморального поступка. Примером, иллюстрирующим то, как действует совесть, можно найти в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, главный герой романа, сам сознаётся в совершённом преступлении, хотя никакая норма права не обязывала его этого делать. Этот поступок он совершает постольку, поскольку мучим совестью из-за убийства старухи-процентщицы. Пример является демонстрацией того факта, что самоконтроль, осуществляемый посредством совести, наряду с механизмами внешнего социального контроля играет важную роль в поддержании порядка в обществе. Однако стоит заметить, что «законы совести» далеко не всегда восполняют «упущения законодательства». Иногда, напротив, совесть велит нарушить государственный закон. Ярким примером того является дуэль между А. С. Пушкиным и Дантесом. В 19 веке дуэли были запрещены законом. Однако Пушкин, заботящийся о своей чести и чести своей жены, всё-таки пожелал вызвать соперника на дуэль. Совесть Пушкина взяла вверх над законом. Таким образом, получается, что совесть может не только способствовать соблюдению законов, но и вести к их нарушению. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что совесть как элемент самоконтроля является, как и правовые нормы, важнейшим регулятором общественной жизни. Хотя при всём при этом необходимо помнить о том, что совесть в некоторых случаях, напротив, способствует нарушению закона. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|