|
Автор в произведении «Слово о полку Игореве» (ЕГЭ по литературе)«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, написанный, по мнению некоторых исследователей, в тысяча сто восемьдесят седьмом году. Произведение повествует о походе Игоря Святославича на половцев, совершенном в тысяча сто восемьдесят пятом году и обернувшемся для всей Руси большой трагедией, ведь своим корыстным решением прославить собственное имя князь навлёк на страну сильного врага. Поэма выходит за рамки канонов древнерусской литературы, так как автор, хоть и оставаясь анонимным, не только пересказывает произошедшие события, но и оценивает действия героев, что считалось неприемлемым, ведь особа царских кровей неподвластна критике. Подобное поведение писателя служит почвой для довольно распространённой теории о его личности, заключающейся в том, что он являлся приближённым к княжеской среде. Также существует мнение, что автор принадлежал к дружинникам одного из правителей, даже, возможно, участвовал в описываемом походе, ведь сцены боя в рассматриваемой песне описаны со знанием военного дела. Кроме того, совершенно очевидно, что автор был высокоинтеллектуальным человеком: в своём произведении он продемонстрировал владение не только географией и историей, но и языком.
«Золотое слово» Святослава — смысловой центр рассматриваемой поэмы, в котором великий князь даёт оценку действиям Игоря и Всеволода, считая, что те «на врага не вовремя напали, не с великой честию в бою вражью кровь на землю проливали», и, сетуя на отсутствие поддержки других правителей («Где мой брат, мой грозный Ярослав,//Где его черниговские слуги,//Где татраны, жители дубрав,//Топчаки, ольберы и ревуги?»), подводит к тому, что феодальная раздробленность и разъединение князей – причины бедствий на Руси. В данном эпизоде Святослав является героем-резонером, через которого автор выражает идею произведения, что позволяет предположить возможную близость писателя к княжеской среде, в частности, к великому князю.
Описания сражений же указывают на осведомлённость автора в военном деле: знание терминов («стяги», «харалужный», «крамола», «сеча») и понимание ведения боя («Бились день, рубились день-другой,//В третий день к полудню стяги пали...»), а красочные подробности битвы («День и ночь над полем незнакомым//Стрелы половецкие свистят,//Сабли ударяют по шеломам,//Копья харалужные трещат») наталкивают на мысль о прямом участии писателя в походе Игоря. Так, автор песни вполне мог быть дружинником князей, пережившим тяготы рассказываемых им сражений.
Также картину личности творца слова дополняет неоспоримое красноречие, отображенное в разнообразии средств художественной выразительности: метафор («кровавых тел гора», «бога браней благодатью»), эпитетов («кровавый посев», «дым багровый), олицетворений («задымилось поле», «степь поникла») и гипербол («Русский стан сомкнулся перед боем//Щит к щиту – и степь загородил»). Владение языком на столь высоком уровне позволяет отнести создателя поэмы к интеллектуальной элите того времени.
Подводя итог, образ автора в «Слове о полку Игореве», окончательно никем так и не разгаданный, представлен умственно высоко развитым человеком, знающим военное дело и принадлежащим к княжеской среде. Обновлено: Опубликовал(а): Ксения Филипенко Внимание! Спасибо за внимание.
|
|