|
Как вы понимаете выражение «нравственная победа»? Аргументы М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М. А. Шолохов «Судьба человека» (Итоговое сочинение (декабрьское))Материалы могут быть использованы для работы над сочинением по направлению «Разговор с собой» и «Я и другие». Необходимо 1)познакомиться с тезисным планом; 2) самостоятельно поработать над текстом сочинения; 3) в случае затруднения использовать готовый текст, сжимая его и отбирая наиболее важные фрагменты, опуская объёмные цитаты или записывая их как косвенную речь, 4) отредактировать получившийся вариант. Сочинение. Как вы понимаете выражение «нравственная победа»? План. 1. Вступление. Тезис — ответ на вопрос (Нравственная победа — это положительный результат в борьбе за что-нибудь, полученный благодаря силе воли, следованию высоким моральным качествам и одобренный окружающими). 2. Первый аргумент — анализ эпизода «Кулачный бой Калашникова и Кирибеевича» из поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 3. Второй аргумент — анализ эпизода «Нравственный поединок Андрея Соколова и Мюллера» из рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова. 4. Заключение. Почему важна именно нравственная победа? Что она даёт самому участнику поединка и окружающим?
Жизнь всегда противоборство добра и зла, борьба мнений, чувств. Эта борьба может происходить в душе человека, между отдельными людьми и социальными группами. И заканчивается она чьим-то поражением и чьей-то победой. Финал может быть явным, видимым, если связан с полным уничтожением врага. Но иногда фактическое поражение оборачивается нравственной победой, когда, уступив противнику в силе, можно показать своё моральное превосходство, твёрдость духа, готовность к продолжению сражения. Порой моральное победу одержать намного сложнее, тем важнее она и для самого человека, и для окружающих, так как является залогом будущего успеха и положительно влияет на тех, кто находится рядом. Примером нравственной победы является смерть главного героя в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Физическая гибель Калашникова воспринимается окружающими как победа, потому что торжествует справедливость и народные представления о нравственности. Готовясь к поединку с Кирибеевичем, купец просит «любезных братьев» в случае его поражения выйти на смертный бой «за святую правду-матушку», так как они моложе и «грехов на них меньше накопилося». В православно-христианском сознании Калашникова существует представление о том, что земная сила зависит от чистоты и святости, от веры. В его сознании небесное и земное не противопоставлены, а взаимосвязаны, дополняются одно другим. По его представлениям, чем безгрешнее человек, тем он сильнее в борьбе. Кирибеевич, полюбив Алёну Дмитревну, опозорил её «честную, непорочную». А Калашников любит её по-настоящему, они венчаны «в церкви Божией» по закону христианскому. Опричник выходит на кулачный бой, чтобы «потешить царя-батюшку». Он привык быть первым, показывает высокомерие, уверен в своей победе. А Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь жены и семьи: «Не шутку шутить, не людей смешить… вышел я на страшный бой, на последний бой»… На стороне Калашникова нравственное превосходство, поэтому его победа закономерна. За ним сила Христова, которая защищает его. Купец выдержал первый удар, так как он пришёлся по нательному кресту со святыми мощами из Киева. Опричник будто бы вступает в борьбу с самим Богом. Поэтому его ждёт поражение, смерть. Но царь разгневался, оттого что убили его любимца. За это Калашникову грозит казнь. Царь отправляет его «на высокое место лобное». Но ответственность перед семьей укрепляет личность, делает её сильней. И поэтому смерть героя воспринимается как победа. Народ и гусляры сочувствуют Калашникову. Это подтверждает печальная концовка поэмы: все «люди добрые», проходящие мимо безымянной могилки, отдают дань памяти Степану Парамоновичу. Нравственная победа на стороне того, кто защищает правду. Мысль о том, что важнее победа духа, чем физическое превосходство, звучит и в произведениях русской литературы двадцатого века. Так, в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» главный герой, обычный русский солдат, попав в плен, кажется, терпит поражение. Его, как и других пленных, немцы «били за то, что ты русский, за то, что на белый свет ещё смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь»… Но он вступает в нравственный поединок с лагерфюрером. «Какой-то подлец донёс комендант … про… горькие слова» Андрея Соколова по поводу порядков в лагере. И его вызвали к коменданту перед тем, как расстрелять. Но герой сохранил человеческое достоинство, отказался пить «за победу немецкого оружия» и даже «за свою погибель и избавление от мук» пьёт «врастяжку», « на закуску не набрасывается», хотя и голоден. Он умеет держать себя в руках, может «показать, что хотя… и с голоду пропадает, но давиться их подачкой не собирается». Он чувствует себя русским и перед немцами не унижается. И Мюллер оценил смелость пленного врага, выразил уважение к нему, подав ему по окончании этого поединка «небольшую буханку хлеба и кусок сала», и назвал его «настоящим русским солдатом». И на войне победить можно не только силой оружия, но и силой духа, смелостью. Таким образом, в жизненной борьбе, будь то война, поединок или спор, иногда недостаточно одержать физическую или фактическую, видимую победу. Важнее превосходство нравственное, которое зависит от силы духа, стойкости, мужества человека, оказывает положительное, освежающее влияние на окружающих, и даже вызывает у них уважение к тому, кто потерпел поражение. Важно, чтоб результат нравственной победы вселял в сердца людей надежду, заставлял верить в добро, справедливость, любовь. Обновлено: Опубликовал(а): 89216841665 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|