|
Что же заставляет читателя усомниться в базаровском отрицании любви как высокого романтического чувства? (ЕГЭ по литературе)Оценка эксперта внизу Евгений Базаров ы герой произведения И. С. Тургенева "Отцы и дети" ы нигилист, отрицающий всю приобретенную веками культуру. Любовь для него лишь физиологическая связь, не имеющая ничего глубокого и таинственного. Однако несколько раз на протяжении всего произведения поведение Базарова заставляет нас усомниться в его отрицании любви как высокого романтического чувства.
Во-первых, когда Евгений в первый раз видит Одинцову, он восхищается её богатым телом. "Хоть сейчас в анатомический театр", — говорит он в диалоге с Кирсановым. Это звучит пошло и некорректно по отношению к женщине. В то время как Аркадий искренне влюбляется в Анну Сергеевну, Базаров хочет лишь, по своему убеждению, добиться от нее толку, а в противном случае — просто отвернуться. Но Евгений от Одинцовой толку не добился, а отвернуться не смог. Когда он оставался один, думал о ней, воображал, что в один день её руки обовьются вокруг его шеи, потом вдруг останавливал себя на такой "позорной" мысли и, озлобясь, уходил в лес. Это позволяет нам понять, что в глубине души герой действительно чувствителен.
Во-вторых, в одном эпизоде романа, когда Аркадий играл на музыкальном инструменте, Катерина пела, а Базаров и Одинцова остались наедине, произошло одно событие, которое повлияло на дальнейшее развитие сюжета. Сначала Евгений и Анна Сергеевна говорили о "счастье", затем она спросила у Базарова о его будущем. Это был разговор личный, что уже может говорить о духовной близости этих двух людей. Более того, Одинцова хотела понять, почему он ведёт себя с ней "сдержанно" и "напряжённо". В конце концов, Евгений Васильевич не выдержал и признался в любви. Несмотря на то, что сделал он это сухо и нетактично (Евгений сказал, что привязан к ней "глупо" и "безумно", а затем прижал ее к своей груди), такое откровение противоречило всем убеждениям Базарова: он хотел насладиться любовью "в смысле романтическом".
В-третьих, уже в конце произведения, Евгений понял, что его убеждения бессмысленны. "Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!" — говорит он. Базаров даже согласился на то, чтобы родители привели священника, который должен был совершить над ним церковный обряд перед смертью. Он считал себя "гигантом", цель которого теперь — "умереть прилично". И, самое главное, когда Евгений лежал больной на кровати, Одинцова приехала его навестить. В этот раз Базаров дал волю своим чувствам: в маленьких монологах при разговоре с ней он употреблял множество эпитетов ("красивая", "славная"). Именно перед смертью Евгений понял, что любовь вовсе не "белиберда".
Таким образом, базаровские убеждения касательно любви на протяжении романа постепенно утрачивают свою актуальность, и Евгений начинает ценить любовь как высокое романтическое чувство. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|