|
Что такое толерантность? Аргументы Л. Н. Толстой «Кавказский пленник», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))Толерантность — слово, которое в русском языке стало широко употребляться в последнее десятилетие. Когда-то оно пришло к нам опосредованно из латинского и сегодня используется в значении «терпимость к чужим мнениям и поведению, снисходительность». О толерантности заговорили потому, что возникла острая необходимость обратить внимание на взаимоотношения людей друг с другом. Данная проблема стала особенно актуальной для двадцать первого века, когда человек в связи с развитием науки и техники, цифровых технологий испытывает дефицит общения и становится всё нетерпимее к окружающим, эгоистичнее. То там, то тут вспыхивают межнациональные конфликты, происходят террористические акты, свидетельствующие о нарастании агрессии между людьми разных религий, конфессий и национальностей. Этот процесс становится сегодня негативной тенденцией. Но проблема толерантности существовала и раньше. Неслучайно через всю русскую литературу красной нитью проходит мысль об уникальности каждого человека, о необходимости находить пути для взаимопонимания между людьми. Так, в рассказе Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» мы видим пример толерантности, которую проявляют люди разных национальностей, независимо от государственной политики. События, описанные в произведении, происходят во время Кавказской войны (1817 – 1864), когда Русская императорская армия воевала за присоединение к России районов Северного Кавказа. Служивший на Кавказе «барин» Иван Жилин попал в плен к татарам (горцам-мусульманам). Писатель показывает неприязнь Жилина к тем, кто взял его в плен: спина татарская ему кажется «вонючей». Но и он для жителей татарского аула враг. Неслучайно, когда привезли его в аул, то «собрались ребята татарские, пищат, радуются, стали каменьями пулять в него». Особую враждебность и нетерпимость к русскому пленному проявляет старик-татарин, похожий на волка. Он озлоблен, живет, руководствуясь чувством мести, так как когда-то русские разорили деревню и его семь сыновей убили. А один предался врагам, так он нашел своего сына и сам убил. Старик агрессивен, не принимает других людей, готов совершить насилие по отношению к беззащитному человеку. Ему противопоставлен Жилин. Иван, столкнувшись с жизнью деревни, в которой живут люди другой национальности, с интересом наблюдает за их бытом и проявляет немалую выдержку и незлобивость. Русский офицер готов общаться с ребятишками и получает удовольствие, когда дарит им самодельные игрушки, вылепленные из глины. Кроме того, для него татары не являются людьми, стоящими ниже его по развитию и культуре. Он признает равенство между ними и собою, так как понимает, что просто у них другие обычаи и традиции. Но ведёт себя главный герой смело и мужественно. Он не робеет и не соглашается на выкуп, который хотят получить за него, так как у его матери нет таких денег, а врать он не способен. Прямо в глаза татарам уверенно, но без злости бросает: «Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!». И такой честный ответ вызывает уважение к нему со стороны врагов: «…джигит, джигит, урус!». Жилин проявляет терпимость к иному мировоззрению, образу жизни и обычаям, но он не унижается, не теряет, в отличие от Костылина, человеческое достоинство. Иван с уважением относится и к себе, и к представителям другого народа. Он починил часы для своего хозяина Абдул-Мурата, и тот отблагодарил его, подарив свой старый бешмет. К Ивану обращаются татары из дальних деревень с просьбой починить то замок на ружьё, то пистолет, то часы. Между ними даже есть общее и в жизненных правилах. Например, Абдул говорит, что убил бы Жилина, если бы слова не дал. А русский офицер тоже умеет держать слово. Он человек чести. Люди разных национальностей находят точки соприкосновения, они способны понять друг друга. Симпатия, вспыхнувшая между русским пленным и татарской девочкой Диной, связана с естественной добротой, готовностью понять человека другой нации. Между ними нет чувства неприятия из-за этнической принадлежности. Тринадцатилетняя девочка испытывает жалость к Жилину, когда узнает, что его хотят убить. Вот почему она помогает сбежать русскому офицеру. И сколько благодарности в его словах: «Прощай, Динушка! Век тебя помнить буду». Люди могут преодолеть национальные и религиозные различия, научиться с пониманием относиться друг к другу, быть толерантными. Главное — следовать общечеловеческим ценностям, идти прямым путем любви к людям и к жизни. Толерантность — важнейшее качество личности, которое необходимо и в обычной жизни, среди людей одной и той же национальности, вероисповедания и даже одинакового социального положения. Так, в романе Фёдора Михайловича Достоевского мысль о терпимости к образу жизни и поступкам живущих рядом с тобой людей является одной из важнейших. Соня Мармеладова, вечная Сонечка, не осуждает Катерину Ивановну из-за того, что та подтолкнула Соню к падению и сейчас девушка вынуждена жить по желтому билету, чтобы спасти от нищеты семью. Для неё главными являются идеалы смирения, всепрощения и молчаливой покорности. Но она не требует этого от других. Она принимает и уважает точку зрения окружающих. В этом и проявляется её толерантность. А для бывшего студента Раскольникова падение Сони не является прелюбодеянием, так как он видит, что у неё душа чистая, в отличие от него самого. На каторге Сонечка проявляет жалость и терпимость по отношению к преступникам, и они платят ей любовью и уважением. С пониманием Сонечка относится и к Раскольникову. Причем, это понимание не ведёт к пассивному наблюдению за происходящим, за поступками другого человека, а выражается в активной позиции по отношению к нему. Она делает всё, чтобы спасти его душу, вернуть к нормальной жизни. Во-первых, она приезжает к нему на каторгу, чтобы поддержать, не дать сломаться. Во-вторых, подаренное Сонечкой Евангелие помогает Раскольникову возродиться, воскреснуть к новой жизни. Но Сонечка не навязывает свои мысли и взгляды, она помогает любовью и доверием. Нарушившая моральные нормы героиня подталкивает любимого к осознанию общечеловеческих ценностей, главная из которых: «Не убий». Именно через этот нравственный закон перешагнул Родион Раскольников, проверяя на себе антигуманнную теорию, основанную на идеях наполеонизма. При решении сложных жизненнных ситуаций только способность человека понять и простить другого, разобраться в его поступках и чувствах приводит к гармонии с людьми и обществом. И для Достоевского очевидно, что и сознание своей исключительности, и презрение к человеческому «муравейнику» рассеиваются перед лицом истинной любви к людям. Толерантность — вот путь для восстановления погибшего человека, возрождения его души. Толерантность должна стать важной чертой современного цивилизованного общества. Только уважение к личности другого человека, способность прощать, понимать тех, кто имеет свои особенности, взгляды и убеждения, поможет любому из нас сохранить гармоничные отношения с окружающими. А жизнь человека вне общества и цивилизации невозможна. Обновлено: Опубликовал(а): 89216841665 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|