|
Что происходит с человеком, который не хочет развиваться? Аргументы Дж. Лондон «Мартин Иден», Д. И. Фонвизин «Недоросль» (Итоговое сочинение (декабрьское))Человек развивается на протяжении всего своего жизненного пути. Он приобретает определенные знания, навыки, учится реализовывать их в жизни, чтобы добиться высот в том или ином деле. Однако нередко происходит так, что человек устает нести «бремя» ответственности за свое развитие, и тогда происходит духовная деградация, которая буквально разрушает личность изнутри. В чем же губительная сущность морального упадка и есть ли лекарство от этого «нравственного недуга»? Высшее предназначение человека состоит в том, чтобы приносить пользу обществу, чтобы трудиться и этим трудом совершенствовать мир. Развитие человека — это и есть, по сути, процесс приобретения тех умений, которые полезны социуму. Литература знает немало примеров людям, посвятившим себя духовному просвещению. Так, в романе Джека Лондона «Мартин Иден» показана судьба простого моряка, который благодаря тяготению к литературе добивается определенных общественных высот. Молодой человек пытается соответствовать по своему уровню духовного развития и социального положения своей возлюбленной, а для того принимается за самосовершенствование. Он много времени проводит за чтением книг и в итоге сам становится знаменитым писателем. Таким образом, именно тяга к знаниям становится для Мартина Идена «счастливым билетом» не только в высшие слое общества, но и инструментом самоутверждения. Он бы мог и дальше жить в нищете, мог бы продолжать стыдиться своего социального статуса, если бы не желание развиваться, приобретать знания, совершенствовать себя. Печальный финал романа, самоубийство главного героя, не может свидетельствовать о том, что все труды молодого человека были напрасны. Наоборот, трагично высшее общество, которое не могло по достоинству оценить Мартина Идена, а было способны лишь видеть в общении с ним мнимым престиж. Что же происходит с человеком, который отказывается развиваться, перестает прикладывать усилия на пути к покорению тех или иных высот в любимом деле? Такой человек переживает духовный упадок, он теряет природой заложенный в нем потенциал, таланты. Ярким примером моральной деградации могут послужить такие герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», как госпожа Простакова и её сын Митрофан. Героиня пьесы необразована: она не умеет даже читать, убеждена в бесполезности и ненужности знаний. Простакова предстает деспотичной и беспринципной женщиной, которая обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами. Таким же растет и её сын Митрофан: избалованным, капризным, эгоистичным, не способным любить: он заискивает перед матерью, пока чувствует ее силу. Когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает её. Его автор и называет недорослем в умственном, моральном и гражданском смыслах. Оба персонажа комедии не видят смысла в развитии, их устраивает настоящий порядок вещей, а вернее сказать, беспорядок. И Простакова, и Митрофан оба находятся на дне личностного развития, оба лишены будущего. Их мировоззрение слишком узко, чтобы видеть красоту этого мира, чтобы мыслить и принимать такие решения, которые могли бы послужить толчком в развитии общества, стать вектором положительного роста. Развитие человека — это его непосредственная задача, потому что без самосовершенствования жизнь лишена смысла. Того, кто отказывается развиваться, ждет духовная деградация и моральный упадок, разлагающие личность. И единственным лекарством от этого «нравственного недуга» является труд. Ещё Максим Горький говорил, что «Именно в труде, и только в труде, велик человек». Прикладывая усилия, достигая определенных высот, приобретаешь ценные навыки, которые будут полезны обществу. А человек, который не хочет развиваться, лишён будущего. Обновлено: Опубликовал(а): Захар Л. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|