|
Каким предстает образ родного дома в лирике С. А. Есенина? На примере не менее трёх стихотворений (ЕГЭ по литературе)На протяжении всего творческого пути С. А. Есенин обращается к теме Родины. Главным символом его деревенской лирики становится русская изба, которая постепенно приобретает мифологический образ и становится, по словам литературоведа М. Пьяных, «пантеистическим храмом, связующим землю и небо…». Описание знакомого с детства дома в лирике Есенина приобретает глобальный характер: говоря о избе, автор обращается ко всей Руси, восхваляя её многочисленные деревни и искренне переживая за их судьбу. Так, в элегии «Гой ты, Русь моя родная» лирик обращается к теме любви к родине. Неслучайно в первом катрене появляется образ крестьянской избы «хаты — в ризах образа», эта метафора говорит о значении религии в жизни Руси. На момент начала XX века многие поэты отказались от христианских мотивов в своем творчестве, но Есенин считал их неразделимыми с темой малой родины. Главное составляющее художественного мира в произведении — земля и небо, которые связаны с помощью символа русского дома. В произведении новокрестьянский поэт представляет избу как небесное жилище, то, что приближено к богу. Повествование от первого лица: «Если крикнет рать святая: // «Кинь ты Русь, живи в раю!» // Я скажу: «Не надо рая, //Дайте родину мою» позволяет нам взглянуть на любимый пейзаж Есенина своими глазами и почувствовать ту любовь, которую испытывает к нему автор. Кроме того, образ родного дома неразрывно связан с темой матери, эта связь прослеживается в стихотворении «Письмо матери». Поэт видит свою «старушку» в «её избушке», где «струится тот вечерний несказанный свет». Есенин, находясь в городе, мечтает о возвращении домой: «Чтоб скорее от тоски мятежной// Воротиться в низенький наш дом». Эти строки наполнены любовью к родному краю и матери, выраженной через обращение к главному символу лирики поэта — избе. Так, мы видим, что для Есенина родной дом — не просто жилище, а нечто большее, символизирующее беззаботность, уют и счастье. Одним из последних стихотворений поэта стало «Низкий дом с голубыми ставнями». В нём новокрестьянский поэт описывает родные просторы: «наше поле, луга и лес», обращаясь к пейзажу, лирик не идеализирует его, а представляет в действительности: небеса — «северные, бедные», журавли — «седые. Так и родная изба — «низкая», но искренне любимая, её поэту «не забыть никогда». В конце творческого пути лирика Есенина пронизана печалью, но «родимая выть» всё также мила ему. Ностальгия по детству подталкивает лирического героя к признанию: «Восхищаться уж я не умею// И пропасть не хотел бы в глуши», но, несмотря на это, он хранит «нежность грустную русской души». Кольцевая композиция подчеркивает бесконечное возвращение лирика к теме деревне — тому, что стало для него самым важным в жизни. Так, это стихотворение становится своеобразным признанием лирического героя в любви к Руси, которую он не утратил, несмотря на кардинальные перемены в стране. Итак, в ранних стихотворениях С. А. Есенин изображает русскую деревню, показывая прежде всего красоту её природы, позже поэт начинает размышлять о судьбе русской деревни. Он не противится изменениям, понимая, что ход истории не остановить. В стихотворении «Сорокоуст» он сравнивает Россию с «чугунным поездом», который «бежит по степям». Несмотря на все изменения, «последний поэт деревни» остается верен родному дому, символизирующему малую родину и продолжает воспевать этот образ до конца своей жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Арина Рождественкая Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|