|
Становление личности Петра Гринева происходит на протяжении романа по повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.)Становление личности Петра Гринева происходит на протяжении романа. Вначале описывается его детство. Петр, будучи ребенком, "жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками". Он любил свободу действий, был беззаботным и легкомысленным, запальчивым: со своим учителем он не занимался уроками, а баловался весь день, не чувствуя совести ( "он (учитель) предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал"; "Географическая карта...давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей"). Единственным, кто ругал и наказывал Петра в детстве был его отец. В шестнадцать лет, в начале юности, Петра отправляют на службу. К тому времени он часто преувеличивает вещи: в своих мечтах и желаниях, мыслях ("Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого") и когда они не оправдываются ( "служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжелым несчастием"). Он очень наивен и все так же легкомыслен, как и в детстве, что выражается при его игре с Зуриным на деньги ("Я...вел себя как мальчишка, вырвавшийся на волю"). Между тем, совесть пробуждается в нем, он начинает сам осознавать и оценивать свои поступки, но не может признать перед другими, что был неправ ("Мне было стыдно. Я отвернулся и сказал ему: "Поди вон"; "С неспокойной совестью и безмолвным раскаянием"). Петр горячо желает "вырваться на волю и доказать, что уж ...не ребенок", и делает это вопреки своему чувству вины и совести (" Я подумал, что если ...не переспорю..., то уж в последствии времени трудно будет мне освободиться от его опеки, и, взглянув на него гордо, сказал"). Также заметно, что он пытается выглядеть хладнокровно, хоть совсем не обладает хладнокровием, а наоборот, вспыльчив ("я взял на себя вид равнодушный", "отвечал я со всевозможной холодностию"). Его горячность и желание выглядеть взрослым проявляется и в том, что он совсем не прислушивается к другим и делает все так, как сам думает ("Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. Но... я понадеялся...и велел ехать скорее"). Он легко поддается чужому мнению и обманывается ("я совершенно был убежден", "его хладнокровие ободрило меня. Я уже решился"). Служба в крепости меняет Петра в хорошую сторону. Во время событий, происшедших в ней, он показывает лучшие свои черты и приобретает новые: занимается самообучением ("Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов"), проявляет искренность и открытость (чтение стихов Швабрину), незлопамятность ("будучи от природы незлопамятен, я искренно простил"), умение просить прощения и признавать вину ("Я просил у него прощения"). Жильцы крепости оказывали полезное влияние на Петра, в нем просыпается доля смирения ("Другого общества в крепости не было; но я другого и не желал"), сострадание ("Мне стало жаль ее"). Однако его самоуверенность и опрометчивость все еще доставляют ему беды ("ожидая похвалы, как дани, мне непременно следующей", "Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня. Я остался при своем намерении") ;он не может стать хладнокровным ("я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые... в моем положении"), все еще горяч и вспыльчив ("Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне еще сильнее"), преувеличивает ("эта мысль наполняла все мое существование"). Следующим этапом взросления Петра стали времена Пугачевского бунта в его жизни, которые "дали вдруг душе сильное и благое потрясение". В этот этап он окончательно стал сформировавшейся личностью: между смертью и честью он твердо выбирал честь ("я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению"), стал более спокойным ("я не почел нужным оспоривать мнения казака", "я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом"), в нем укрепилось сознание долга ("чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою", "я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу", "но я по долгу присяги стал уверять") и искренность ("моя искренность поразила Пугачева", "решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе с тем и надежным"), щедрость ("а растерянную полтину...возьми себе на водку"), уважение и благодарность ("я остановился на минуту, взглянув на виселицу, поклонился ей"). Он старается всегда помочь ("вы всякому человеку готовы помочь", "я поворотил лошадь и отправился его выручать"), говорит мудро ("жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину") и может смело сказать: "совесть моя чиста;я суда не боялся". Перенесенные страдания пробудили в нем веру ("я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы"). На протяжении всего романа Петр постепенно менялся, однако такие черты, как благодарность("Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека"), охота к действию("я умирал от скуки"), уверенность и чувство юмора ("показалась мне забавна", "не мог удержаться от смеха", "я не мог не засмеяться") оставались при нем; он так и не стал достаточно хладнокровен ("я не был совершенно хладнокровен"), но эту черту заменяла ему бодрость духа. Обновлено: Опубликовал(а): Сочинение на тему... Внимание! Спасибо за внимание.
|
|