|
Вы здесь: Критика24.ру › Бунин И. А.
Аналитическое эссе по рассказу «Натали» из «Тёмные аллеи» (Бунин И. А.)«Тёмные аллеи» Бунина — это сборник, главной темой которого является любовь между мужчиной и женщиной во всех её проявлениях — взаимная или несчастная, страстная или восторженная, тихая или одурманивающая. Однако никогда любовь не предстает перед читателем как легкая, не требующая траты душевных сил: герои Бунина страдают, изнывают от тоски, грустят, но продолжают любить. Сам автор писал: «Все рассказы этой книги только о любви, о её „тёмных" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Таков и рассказ «Натали».
В центре событий оказывается дворянин Виталий Мещерский, остановившийся погостить в доме своего дяди по матери. Для Виталия это не просто праздный визит: будучи молодым и свободным, полным огня и желания жить, он со всей ясностью осознает свою потребность в юношеской любви и охотно идет к ней на встречу. И, как ни странно, находит: в уже сонном, укутанном ночью поместье дяди его встречает кузина Соня, вся золотистая от загара, с полными коленками и усмехающимися сине-лиловыми глазами. Естественная, прямолинейная, пораженная грузинской красотой Виталия и уже слегка влюбленная в него, девушка, будто гадалка, предрекает мужчине его судьбу в деталях — о том, что он непременно влюбится в Натали, её подругу по гимназии, также гостящую здесь, и потеряет от нее голову. «Ты будешь сходить с ума от любви к ней, а целоваться будешь со мной. Будешь плакать у меня на груди от её жестокости, а я буду тебя утешать» — ревниво и горько шутя, говорит Виталию Соня, видимо, сама до конца не веря своим словам и надеясь на лучшее. Однако молодые люди не боятся тревожных пророчеств и воспринимают происходящее как должное: теплая, уютная ночь, усталые и замолкшие соловьи, украденные в темноте жаркие поцелуи убеждают их в правильности принятых решений. Кроме того, спокойствие и некоторая безэмоциональность их разговора наводит на мысль о том, что они даже и не пытаются противиться своей судьбе и просто плывут по течению. Пророчество Сони все-таки сбывается: Виталий чувствует это уже на следующее утро, едва заметив сияние золотых волос и отблеск от черноты глаз Натали, показавшейся в столовой всего на секунду (вероятно, чтобы взглянуть на прибывшего гостя). С этой же минуты мужчина понимает, что попал в ловушку своих собственных чувств: «…безвыходно думал: как же мне теперь жить в этой двойственности — в тайных свиданиях с Соней и рядом с Натали, одна мысль о которой уже охватывает меня таким чистым любовным восторгом». Две девушки – и две любви, такие же разные, как и они сами: знакомая с детства, близкая, светлоглазая и полная Соня воплощала для него любовь сладострастную, юную, кипящую; Наташа же, тонкая, великолепно красивая в своем зеленом платье, упрямо задумчивая при чтении в саду, темноглазая богиня, являла собой любовь всеобъемлющую, вечную, любовь «до гроба». Обе девушки любят его в ответ. В конце концов, Виталий делает выбор, но слишком поздно. В силу своей юности и неопытности, мужчина, уже условившийся с Натали о встрече и знакомстве с её родными, не может разорвать отношений с Соней, и все раскрывается. Натали, пораженная в самое сердце, убегает из комнаты, в которой застала любимого мужчину и подругу. На этом заканчивается данная главка; позже к судьбе и чувствам Сони Бунин не возвращается. Так, жизнь обоих влюбленных уходит под откос: Натали через год выходит за ненавистного ей человека, рожает ребенка, а затем почти сразу становится вдовой; несчастная в браке, позже — в своём одиночестве, она живет мыслями о Виталии и об их прошлом. Мужчина переживает похожую судьбу: сойдясь из одной лишь жалости и нежности со своей крепостной, нажив с ней ребенка, главный герой не может пережить разлуки со своей любовью. Помнить о прошлом, о ней, о ее темных глазах становится для него так же естественно, как дышать и жить. Но даже осознание собственной глупости и новая встреча не помогает влюбленным и не дает им счастья: проведя несколько счастливых часов в обществе друг друга, они осознают, что обстоятельства больше не позволяют им быть вместе. Так и случается: через некоторое время после их встречи Натали умирает в преждевременных родах. Несмотря на трагичность своей судьбы, герои никогда не жалуются и не жалеют о своей любви; страдая, они даже не думают отрекаться от своих чувств и признавать их ошибочными. Бунин будто пытается донести до читателя, что любовь не может быть несчастной, сколько бы темных аллей она в себе не скрывала. Подтверждают это слова Натали, сказанные незадолго до смерти: «Хотя разве бывает несчастная любовь? — сказала она, поднимая лицо и спрашивая всем черным раскрытием глаз и ресниц. — Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?». Обновлено: Опубликовал(а): Larri Внимание! Спасибо за внимание.
|
|