|
Вы здесь: Критика24.ру › Андреев Л. Н.
Философское содержание произведений Л. Н. Андреева (Андреев Л. Н.)Л. Н. Андреев — это писатель с особым, синтетическим взглядом на окружающую действительность. Его необычайность состоит в том, что писатель осваивает окружающий мир интуитивно и бессознательно, проецируя свой философский метод через концепции одиночества, свободы, смерти, любви и дружбы, то есть через вечные темы, выходящие за грань любой эпохи. С помощью философской интуиции и логики, каждой из них отведя свое место, Андреев пробует познать человека в пограничной ситуации, схватить его экзистенциальную суть и описать в понятиях реалии жизни.
Однако писатель не хотел мыслить статично и фиксированно, зависеть от своего прошлого, безукоризненно выполнять данные когда-то обещания; быть живым, любить, плакать или смеяться, когда захочется — вот чего он хотел. И выбрал Андреев для этого максимально подходящую форму повествования — рассказ, рамки которого позволяют наиболее кратко и законченно, без ущерба для смысла, предоставить читателю пограничную ситуацию. Внутреннюю полноту философского содержания писатель выражает с помощью образов, символов и деталей. Андреев часто сознательно нарушает связи времени и пространства, следствия и причины, смещая акцент с содержания происходящего к миру персонажа, увеличивая тем самым глубину своего психологизма; сохраняя внешнюю форму рассказа, писатель наполняет его новым содержанием. Наиболее интересно Андреев обыгрывает тему одиночества. Подобно другим философам-экзистенциалистам, одной из главных философских проблем писатель считал проблему одиночества человека перед другими людьми и небом; одиночество, данное нам по факту рождения. Однако Андреев не считал подобное одиночество благом: автор человека жалел, огорчаясь за него, ведь чувство это вырастает из неприятия мира и веры и утраты смысла жизни. В рассказе «Большой шлем» читатель видит людей, много лет встречающихся за карточным столом, но, в сущности, бесконечно далеких, ничего не знающих друг о друге. Одиночестве в данном случае проявляется как невозможность понять другого человека.
Подобное катастрофическое восприятие действительности обусловило и принцип изображения этой действительности; кратко можно объяснить данный принцип словом «чрезвычайность». Чрезвычайность ситуаций, чрезвычайность образов и психологических состояний. Рассказы писателя драматичны, насыщены трагичностью, краски в них сгущены. Реалистичная и экспрессивная образность в произведениях Андреева идет рука об руку, тесно сплетаются символические мотивы и достоверные характеры, а ровный тон повествования перебивается подчас крайне экспрессивной стилистикой («страшный», «чудовищный», «кошмарный») и анафорой. Показательна в этом плане «Жизнь Василия Фивейского». Повесть «о боге, и о людях» разворачивается в семье сельского священника, то есть в бытовой, вполне привычной для человека среде. Параллельно с «житейским» планом произведения идет второй, экспрессивный план, который повергает обычные события и характеры в туман мистицизма и тайны. Так, когда в семье Василия рождается сын-идиот, общий настрой домашних снижается, ни у кого не остается «силы жить», работники сбегают, обед подается не вовремя, а попадья все берется за лоскуты носков мужа, но никак не может их зашить. Сразу же за описанием перечисленных бытовых мелочей следует другое описание, повествование стилистически переключается: «И куда бы люди ни шли, что бы они ни делали, они ни на минуту не забывали, что там, в полутемной комнате, сидит некто неожиданный и страшный, безумием рожденный... И не были спокойны их ночи: бесстрастны были лица сидящих, а под их черепом, в кошмарных грезах и снах вырастал чудовищный мир безумия, и владыкою его был все тот же загадочный и страшный образ полуребёнка, полузверя». Именно на таких стилистических переключениях строится все произведение. Обновлено: Опубликовал(а): Larri Внимание! Спасибо за внимание.
|
|