|
Вы здесь: Критика24.ру › Бунин И. А.
Сравнение фильма «Суходол» с оригинальным произведением (Бунин И. А.)«Суходол» — повесть И. А. Бунина, написанная в 1912 году. Данное произведение относят к жанру «деревенской прозы». Как и во многих других своих произведениях, Бунин рисует перед читателем картину обнищания дворянского рода. В центре повести – родовое поместье Хрущевых, сами Хрущевы и их крепостные. Бунин с горечью и тоской рассказывает нам о напряженной, местами жестокой и трагичной атмосфере, царящей в Суходоле: об отце семейства, сильно любившем своих детей и многое им отдавшем, но в старости, будучи уже не в своем уме, вынужденном терпеть издевательства, не находя защиты у своих сыновей; о жалких попытках двух братьев Хрущевых восстановить прежнее богатство семьи; об их сестре Тоне, которая не смогла выйти замуж и, несчастная, сошла с ума; и, наконец, о Наталье, дворовой девушке, многое испытавшей и повидавшей на своем веку. Именно ее Бунин делает рассказчицей своей повести. Эта история — о любви и ненависти, о несчастье и счастье обитателей Суходола. «Любовь в Суходоле необычна была. Необычна была и ненависть». Несмотря на все трудности и лишения, горести и обиды, которые испытывали герои в своем доме, души их были навсегда связаны с этим местом. Однако любовь к Суходолу его обитателей не спасла поместье от гибели — гибели «суходольской истории», воспоминаний о событиях, некогда происходивших в этих стенах. Потомки мало теперь знают о своих предках, воспоминания похоронены с ними в могиле. По мотивам повести Бунина в 2011 году режиссер Александра Стреляная выпустила свою дебютную работу — фильм «Суходол». Центральная проблема произведения — проблема бедности и вырождения дворян не находит в кинокартине выражение в словах: никто не говорит и не переживает о недостатке денег. Отсутствуют в фильме так же сцены с попытками братьев спасти положение поместья. Однако ужасная бедность заметна зрителю, даже не будучи облеченной в словах: покосившаяся, старая изба, грязные и одичалые крестьяне, вечная скорбь на лицах людей. Никто не радуется в Суходоле. И хотя внутреннее убранство дома не говорит о тотальной нищете, но наряды свои дамы на протяжении всей картины почти не меняют, а среди белых кружев и чопорных лиц барыней проступает аккуратная бедность. Главная героиня — дворовая девушка Наталья — не ведёт повествование, в отличие от главной героини в оригинале, однако зрители видят все как будто её глазами. За время её отсутствия в поместье мы не видим ни одной сцены, происходящей в Суходоле, а узнаем все по разговорам и рассказам, поведанной самой Наталье. На месте ее слушателей выступают сами зрители. Наталью играет актриса Яна Есипович, которой на момент съёмок было около тридцати лет, однако она прекрасно справилась с ролью молодой девушки. Она — ещё подросток, трудолюбивый, знающий своё дело, но до смерти влюбленный и напуганный этой любовью подросток. Наталья боится всего: насекомых (сцена с её испугом предстает в самом начале фильма), своего наказания, смотреться в зеркало, которое она украла у барина, и самого барина. Яна Есипович с помощью выражения глаз, особенных, зажатых движений передает эмоции девушки. Также замечательно справилась со своей ролью Елена Калинина, играющая сумасшедшую Тоню. Грациозные, плавные движения и статность позволяют узнать в её героине дворянку, а огромные, глубокие, томные глаза актрисы отлично передают ту взволнованность, мнительность, отрешенность от жизни, вызванные сумасшествием. Особое место в данной интерпретации занимают свет и постановка кадра. Во всей кинокартине едва ли найдется два-три ярких, жизнерадостных кадра. Фильм снят в холодных, синеватых оттенках, которые присутствуют в абсолютно каждой сцене. Даже молодая зеленая листва, так часто появляющаяся в кадре, так как все действия происходят в деревне, на лоне природы, не исправляет положение: окружающая обстановка безысходности и общий несчастный настрой поглощают все остальные настроения. Сами люди и окружающие их объекты в каждом кадре расположены не хаотично, а имеют четко отработанную и отлаженную систему, состоят в гармонии. Это дает повод думать, что фильм снят на редкость хорошо и профессионально. Кроме всего прочего, немаловажную роль играет и музыкальное сопровождение. Никакой современной или подобной ей музыки зритель при просмотре кинофильма не услышит: на фоне, составляя идеальный аккомпанемент диалогам и мыслям персонажей, всегда слышатся звуки природы. Гудение мух, шелест травы и крон деревьев, стрекот кузнечиков и ребячий смех. Мир «Суходола» как будто погружен в большое задумчивое молчание, изредка прерываемое грустной репликой какого-либо из персонажей. Тем интереснее, что в повести Бунина главные герои постоянно ругаются, ссорятся и дерутся между собой. Наталья в произведении рассказывает, что у обитателей поместья был «очень горячий нрав». Однако в данной интерпретации нрав суходольцев скорее не горячий, а вечно страждущий и молчаливый. Исключение составляет Тоня с её приступами агрессии, однако и она к концу кинокартины успокаивается. Отдельно стоит сказать про проявление народного характера в фильме. Кроме звуков природы, зритель также может услышать народные песни, которые поет старая женщина, пока Тоня кушает; нежные и мелодичные песни Натальи для успокоения своей барыни. Сценаристы даже решили показать (и весьма правдоподобно) обряд причитаний невесты перед свадьбой. Причитания звучат так же и на похоронах. В целом «Суходол» А. Стреляной — интересная и атмосферная, хотя и несколько своеобразная интерпретация, которая однозначно достойна внимания. Обновлено: Опубликовал(а): Larri Внимание! Спасибо за внимание.
|
|