|
Какой он, лирический герой Н. С. Гумилёва? (ЕГЭ по литературе)Можно выделить три наиболее ярких типа: герой-воин, путешественник и герой-романтик. Поэзия Гумилева автобиографичная, поэтому герой-воин и путешественник неоднократно наделены схожими с автором чертами: сила духа, мужество, твердость и целостность характера. С первых строк «Я конквистадор в панцире железном…» поэт заявляет о себе, обозначает своё я, олицетворяя мужское начало стихотворения. С помощью приема анафоры («Я…/Я…/Я…») и рефрена («Я конквистадор в панцире железном…») акцентируется внимание на первенстве героя и его индивидуально-личностном мироощущении, которое раскрывается с помощью различных выразительных средств: эпитеты, метафоры, антитеза. Эпитеты как «весело преследую», «радостном саду» позволяют характеризовать мироощущение героя оптимистичным. Метафоры: «отдыхаю в радостном саду» и «Я пропастям и бурям вечный брат» говорят о том, что герой не боится трудностей, он сроднился с ними. И с помощью приема антитезы («растет туман…но я молчу и жду…») — лирический герой предстает спокойным, терпеливым и уверенным в достижении поставленных целей («Звезду долин, лелею голубую»). Писатель наделяет героя чертами, которые свойственны ему самому, поэтому образ героя раскрывается полноценно и многосторонне: лирический герой, мудрый и сильный духом человек, осознаёт, что не всё просто в окружающем мире, но он всё же уверен в своем успехе, занимая активную жизненную позицию. Николай Гумилев не любил сидеть дома и не терпел обыденности бытия, его страстью была экзотика, интерес к африканским и азиатским континентам, поэтому во многих стихотворениях поэта прослеживается образ лирического героя-путешественника. Например, в стихотворениях «У камина» и «Жираф». В произведении «У камина» лирический герой предстает успешным путешественником, первооткрывателем новых стран («Я пробрался в глубь неизвестных стран»). Через монолог героя мы узнаем о его прошлом полное опасностей, приключений, торжества мужского начала. Но его фигура видится трагическим изваянием, попавшим в неподходящие для себя условия, об этом свидетельствует состояние героя, описанное с помощью эпитетов: «горько говоря», «свою печаль», «неподвижному взгляду». Уют и комфорт окружают его («Догорал камин...»), но герой не счастлив-он лишен своего счастья. Благодаря антитезе читатель понимает значимость путешествий для поэта: он из «я открыл храм…», «мы стреляли», «мы копали» до «но теперь я слаб…». С помощью лексических повторов («я узнал, узнал…», «больна душа, …больна») подчеркивается душевная тяжесть поэта, лишенного возможности путешествовать, и его неприкаянность в обыденном мире. Герой почти умирает («Погребенный в четырех стенах…»), и ничего он сделать не может, что обозначается с помощью приема сравнения: «…как во власти сна…». В стихотворении «Жираф» поэт также предстает в роли успешного, счастливого путешественника, но и в роли некого сказочника, так как его рассказ о дальних странах напоминает сказку. Эта сказочность в его рассказах появляется еще в начале стихотворения, проявляющаяся через повторы («далеко, далеко»), эпитеты («изысканный жираф», «грациозная стройность», «волшебный узор»), сравнения («подобен цветным парусам», «как радостный птичий полет»). А насыщенный оптимистичными эпитетами монолог поэта символизирует его любовь к путешествиям и позитивное настроение. Кольцевая композиция говорит о том, что лирический герой демонстрирует желание вновь рассказывать о своих приключениях и о «рае на Земле». Герой видит этот мир намного шире, он бывает во многих странах, что позволяет ему мыслить о вопросах бытия. И благодаря образу спутницы поэта, которая «слишком долго вдыхала тяжелый туман», символизирующий русскую безнадежность и отчаяние, герой-путешественник осознает, что человек, который привык к своему месту, своей природе и никто не был, не может понять красоту других мест, понять его впечатления. Поэт влюблен в «Музу Дальних Странствий» и ему сложно находиться в четырех стенах, а это характеризует героя как вольного, целеустремленного и открытого человека. И, на мой взгляд, желание путешествовать говорит о желание познавать мир, получать новые знания. Образ героя-путешественника расширяется до типа странника, подчеркивая обретения духовных знаний на пути странствия. Таким образом, лирический герой данного типа предстает успешным путешественником, желающим познавать мир, и не признающим бытовой обыденности. Когда он вне четырех стен, он свободен, смел и отважен, что укрепляет в нем мужское начало и силу духа. Но в противном случае, он подавленный и страдающий. Присутствует устойчивый стереотип поэта-воина — «независимого, энергичного, отнюдь не мечтателя», воспевающего мужество и героизм. Однако в лирике Гумилева присутствует образ поэта-романтика, в таких произведениях, как «Сомнение» и «Сон» («Застонал я от сна дурного…»). Но всё-таки в сочетание с героем-воином и путешественником. Ведущей темой стихотворения «Сон» является тема неразделенной любви к юной девушке. «Сон» начинается с описания кошмара, мучившем душу лирического «я». Сон-это прием психологизма, благодаря которому раскрывается состояние, когда герой не может управлять своим разумом-он находится в уязвимом состоянии, тем самым оголяя свои искренние чувства и переживания. Обида, которую нанес любовный противник во сне, воспринимается героем-романтиком-рыцарем как настоящая, и побуждает его к действию. Герой, «как убийца от плахи своей», бежал к дому возлюбленной. Эффект бегства и решительности героя усиливает сравнение с «убийцей», а на фоне городского пейзажа появляется тот самый герой-охотник, бесстрашно идущий «по следу» в тёмных («В эту ночь по улицам темным») джунглях. Несостоятельность героя-романтика проявляется через обыденные детали: закрытое окно и дверь символизируют отдаленность и закрытость девушки, нежелание контактировать и принимать внимание «рыцаря». Боль и обида становятся реальными и обостряют противоречивые чувства героя: желание прийти на помощь даме сердца и неспособность переступить те границы, которые она обозначила между ним. Осознавая обреченность своих чувств, лирический герой дает себе приговор: «Я все-таки умираю». В «Сомнение» лирический герой также находится между реальностью и мечтами, грезами о прекрасной даме, что раскрывается с помощью лексических повторов («буду думать лишь о вас, о вас») и антитезы: «Возьмусь за книгу, но прочту «она», «нет, мне не спать, а ждать». Все его мысли заполонил образ возлюбленной, но с помощью приема олицетворения («сознание бросит мне в ответ») разум героя берет верх над его чувствами, и поэт осознает, что её «поцелуй — лишь бред весны и сны». Но в отличие от предшествующего героя-романтика, он менее отважен и решителен, в его сознание преобладают рациональные мысли, и не так пылает сердце. На основе сказанного, можно сделать вывод, что лирический субъект Н. С. Гумилёва — человек действия. Он-воплощение мужского, волевого начала и при разнообразном проявление лирического «я» — от воина до романтика-в нем все же остается и преобладает неизменная мужественная сущность. Обновлено: Опубликовал(а): Олеся Хорошенко Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|