|
Вы здесь: Критика24.ру › Чехов А. П.
Анализ произведения «Палата №6» (Чехов А. П.)Недавно я познакомилась с произведением А. П. Чехова «Палата №6», в котором затронуты многие актуальные проблемы общественности: покорность, произвол, борьба за справедливость и честность. Темой данной повести является, по моему мнению, невежество, равнодушие общества, поиск жизненного призвания и одиночество. Композиция здесь имеет традиционное построение: присутствует экспозиция, где автор знакомит нас с больницей и её обитателями, завязка — знакомство с доктором Рагиным, развитие событий — знакомство Рагина и Громова, осознание доктором одиночества, кульминация — заключение доктора в больничную «тюрьму» для душевнобольных, развязка — смерть Рагина.
Известно, что Чехов является мастером детализации вещей в своих произведениях, именно таким образом начинается повесть — знакомство читателя с больницей. Изначально об этом месте создаётся впечатление очень негативное и отталкивающее, так как автор использует нелицеприятные эпитеты: «ржавая труба», «унылый, окаянный вид», «горы больничного хлама». Ощущение, будто больница — что-то живое, усталое, бесконечно увядающее. Пейзаж вокруг этого здания тоже какой-то тёмный: везде растут репейники, крапива, дикая конопля — всё создает вид богом забытого места. Познакомив читателей с мрачной больницей, Чехов, не спеша переходит соответственно к системе персонажей. Описание героев сначала начинается с сумасшедших, которые обитают в этой палате. Первым идёт грустный мещанин с горькой улыбкой, у которого, по всей видимости, начинается чахотка. Второй — Мойсейка, маленький подвижный старичок, который единственный может выходить на улицу, где он просит милостыню, однако её отбирает сторож Никита – бессердечный человек, исполнительная бездушная машина, думающая, что ради порядка можно бить людей, вкладывая в удар зверскую силу. Третий человек, сосед Мойсейки, паралитик, с «тупым бессмысленным лицом»; автор не сильно акцентирует внимание на этом персонаже. Четвертый — худой блондин с добрым и хитрым лицом, мания величия и словоохотливость которого мало волнуют окружающих. Наконец мы подходим к описанию одного из моих любимых и главных в данной повести персонажей — Иван Дмитриевич Громов. Его характеристику как персонажа я бы хотела взять отдельно. Чехов явно симпатизирует персонажу Громова, потому что, во-первых, недурно описывает его внешность, во-вторых, в некоторых эпизодах он показывает некую легкую жалость к этому герою, в-третьих, незаметно для читателя, автор по достоинству оценивает мысли и чувства Ивана, выражая это одобрение через диалог с Рагиным. Описание внешности красиво переплетается с психологическим портретом героя: «Мне нравится его широкое, скуластое лицо, всегда бледное и несчастное, отражающее в себе, как в зеркале, замученную борьбой и продолжительным страхом душу». Жизнь Громова была не из лёгких, потому что ему пришлось столкнуться с чёрной полосой: сначала умер его брат Сергей, позже был арестован и лишён имущества его отец, который вскоре умер. Мать Ивана и он сам остались в полной нищете. Конечно, финансовое неблагополучие заставило героя вернуться в провинцию, где он недолго проработал учителем и судебным приставом, однако из-за своей болезненности он был уволен. В определённый момент его жизни произошёл случай, после которого у него появилась мания преследования, и привела она его в эту самую палату под номером шесть. Несмотря на то, что оставшуюся часть жизни ему пришлось бы гнить в этой больнице, он остаётся искренним, вдумчивым, нравственно чистым человеком. Почему я сказала, что ему пришлось бы гнить в этом месте? Всё просто. Я считаю, что здесь начинает потихоньку рассматриваться тема равнодушия общества, которая проявляется в следующем поведении: вместо того, чтобы вылечить этих, казалось бы, сумасшедших людей и вернуть их в социум, доктора решили просто закрыть глаза на эту проблему, тем самым оставив больных медленно, но верно умирать. Я считаю, что данная повесть имеет политический подтекст. Мне кажется, что автор сравнивает докторов с правительством, а больных с обычным народом. В лице доктора Рагина я вижу человека, который становится проблемой для правительства. Оказав на него всеобщее давление, они просто избавляются от него, сослав, по сюжету, в палату. Причём слух о сумасшествии доктора разносит Хоботов, который давно хотел занять место Рагина, а потом и люди, поэтому я считаю, что из этого факта вытекает проблема общественного мнения и давления, лицемерия, а также корыстности и использования слухов в социуме, как оружие против врага. Переходя к анализу следующего героя повести, хочу отметить, что в лице доктора, прежде всего в центре внимания находится конфликт: герой — общество, который опять же присущ реализму. Описывая Рагина, я поняла, что он раскрывает очень много разных тем, однако хочу начать с описания внешности: наружность у него грубая, его даже сравнивают с трактирщиком, что буквально является антонимом к его работе, одевается он безвкусно, потому что совершенно равнодушно относится к своему внешнему виду, лицо суровое, высокий рост, «…кажется, хватит кулаком — дух вон» — это довольно странно, учитывая концовку, где Никита сильно его покалечил. Хотя, возможно, он не дал сдачи, потому что морально был сломлен, да и никогда не приходилось давать сдачи кому-то. Для себя я отметила в нём особенность — он никогда не смотрит в глаза собеседнику. По моему мнению, эта черта говорит о его скрытности или легком недоверии. К скрытности в наборе его качеств идёт и излишняя податливость. Я имею ввиду, например, то, что Андрей Ефимович мечтал стать священником, однако под давлением отца пришлось работать в сфере медицины. Возможно, что Чехов тут также поднимает проблему равнодушия родителей к мнению своих детей. Немудрено, что если человек работает без желания и любви, несмотря на всё своё трудолюбие работа покажется ему бессмысленной — это и произошло с доктором. Помимо работы Рагин читает книги и журналы, и он абсолютно уверен в том, что в городе нет умных и интересных людей, за исключением Михаила Аверьяновича. Однако, совсем скоро доктору выпадет возможность познакомиться с достойным собеседником — с Громовым. К сожалению, это знакомство оборачивается плачевно для доктора, но несмотря на это в диалоге этих двух людей прослеживается мудрость. Разговор их чаще напоминает спор, при этом Громов занимает резкую позицию, его аргументы в большинстве основаны на примерах их жизни. Доктор, как человек, который очень ценит своего умного собеседника, отвечает мягче и обходительнее, он старается убедить пациента в относительности любых страданий. Я заметила, что Громов произнёс одну важную пророческую фразу: «Страдание презираете, а небось прищеми вам палец дверью, так заорёте во всё горло», — что и происходит в конце повести, когда Рагин остаётся без работы, закованный навсегда в палату, да ещё и требующий свободы и справедливости, которой, по сути, и нет. Говоря об их отношениях, мне кажется, что после того, как доктор сам стал пациентом, они не изменились, просто теперь Андрею тяжело из-за того, что он попал туда обманом. Судьба, кстати, сыграла с ним злую шутку, потому что теперь он чувствует вину за состояние палаты, а подобным образом она выглядит из-за опять же его равнодушия и пассивности. Я бы хотела развить тему одиночества в этом произведении. Это действительно трудно, когда нет ни одного человека, с которым можно было бы поговорить по душам, высказать то, что сильно гложет душу, обсудить вещи, которые ранили твои чувства. Мне кажется, что Рагин очень много читал, потому что хотел скрыться от этого мира за недостатком близкой души. И у меня сложилось впечатление, что несмотря на свой ясный ум, когда его положили в палату, он всё же сходил с ума от одиночества. Его нельзя осуждать за это. По-моему, каждый человек готов сойти с ума, если рядом нет близкого человека. Ведь кто у него был? Почтмейстер, который в итоге признал его сумасшедшим? Или Дарьюшка, которая просто подавала ему пиво, когда он просил? Одинокого человека видно издалека, потому что одиночество зияет большой дырой в сердце, которую трудно чем-либо закрыть. Чехов не упоминает ни одной женщины, которую бы любил Рагин, а без любви человек гаснет, как звёзды. Поэтому мы можем осуждать этого героя за равнодушие, но не за моральную слабость. Мне кажется, что Чехов хотел подчеркнуть то, что если мы не начнём бороться с этими актуальными проблемами, каждый из нас будет оставаться под риском попасть в шестую палату. Обновлено: Опубликовал(а): kooper29 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|