|
В чем состоят нравственные искания одного из героев (Пьер Безухов) по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)В чем смысл жизни? Какова сущность бытия? Эти философские вопросы с древнейших времен тревожат человечество. И действительно, человек обречён на вечный поиск. Вся наша жизнь состоит из поиска ответов на те вопросы, которые мы задаем себе сами, сталкиваясь с чем-то, что недоступно нашему пониманию. И всем этим человеческим исканиям, нет конца, ведь человеку не дано познание абсолютных истин, он познает лишь истины относительные. Безусловно, человек стремится не только к познанию тайн мироздания, законов функционирования всего живого, но и к познанию самого себя, к тому, чтобы наметить свои жизненные ориентиры, и тут уже встает вопрос о нравственных исканиях. Эта тема особенно актуальна для русской литературы: пытались найти себя в этом мире и лермонтовский Печорин, и тургеневский Евгений Базаров, и толстовский Пьер Безухов.
Несомненно, чтобы понять все нравственные истины, найти себя, человек должен пройти через множество испытаний, выпавших ему, только под воздействием жизненных трудностей, формируется характер, мировоззрение, установки и ценности человека. Так произошло и Пьером Безуховым, главным героем романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», чтобы осознать свое место в мире, ему пришлось пережить многое, в том числе и кончину отца, и брак без любви, и смерть лучшего друга, войну и плен. Что, безусловно, отразилось на его взглядах на жизнь: на протяжении всего романа мы наблюдаем эволюцию героя, его духовный рост, переосмысление каких-то отдельных аспектов и жизни в целом. Так, в самом начале произведения, читатель видит Пьера неуклюжими и рассеянным, но «вся его рассеянность и неумение войти в салон и говорить в нем выкупалось выражением добродушия, простоты и скромности». Сам Толстой описывает Пьера так: «…массивный, толстый молодой человек с стриженною головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Пьер хорошо образован, производит впечатление умного, умеющего мыслить человека, который не боится высказывать свои идеи в светском обществе, пусть даже они и противоречат мнению большинства. Он боготворит Наполеона и видит в нем героя, сумевшего поднять Францию с колен, считает его величайшим человеком на земле и достойным примером для подражания. Разделяет взгляды Безухова лишь его старинный друг князь Андрей Болконский, который, как и наш герой, видит все пороки и недостатки высших элит. Он называет Пьера единственным живым человеком среди всего светского общества. Когда умирает граф Безухов, Пьер не совсем понимает, что происходит, неожиданно для себя самого, он вдруг получает огромное состояние. Теперь он не просто Пьер – незаконно рожденный сын своего богатого отца, теперь он граф Безухов. Пользуясь наивностью Пьера, князь Василий Курагин объявляет свою дочь Элен его невестой. После свадьбы наш герой совершенно разочаровывается в любви и семейной жизни, ведь Элен по сути его предала, ее не интересовали его духовные качества, ей нужны были лишь деньги. О своей жене он говорит: «Да я никогда не любил ее. Я знал, что она развратная женщина, но не смел признаться в этом». Будучи совершенно разочарованным в своей жизни, Пьер вступает в масонство, которое пропагандирует гуманизм, любовь к жизни и всему живому. Но и тут он не может по-настоящему обрести себя, он замечает, что русское масонство идет по ложному пути и выходит из круга. Не смотря на всю доброту и мягкость характера, Пьер не лишен и героизма: оказавшись в горящей Москве, видя все страдания и ужасы войны, он решает убить Наполеона. Приходит понимание того, что Бонапарт – вовсе не герой, а эгоистичный деспот, который ради своего величия готов проливать кровь ни в чем не повинных людей. Но этому замыслу не суждено было сбыться, он попадает в плен. Огромное влияние на формирование взглядов Пьера оказал Платон Каратаев – простой русский крестьянин, с которым Пьер находился в французском плену. Этот герой в романе является воплощением народной нравственности, всего русского и доброго. Смирение и спокойствие Платона Каратаева показывает Пьеру что, человеческое счастье вовсе не в деньгах, а в том, чтобы жить в добре и гармонии с самим собой. Свое счастье Пьер обрел лишь с Наташей Ростовой, на ней и закончился его духовный поиск. Влюбился Пьер с первого взгляда, но обстоятельства мешали ему признаться. Он искренне желал счастья своему другу Андрею Болконскому, когда тот сделал предложение Ростовой. Он любил ее самой чистой, искренней и светлой любовью, и сумел пронести это чувство через все жизненные испытания, и оно не угасло, а лишь укрепилось в его душе. Нравственные искания Пьера Безухова пришли к окончанию: «…Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене». Обновлено: Опубликовал(а): Julia2216 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|