|
«Дом и семья как ценности в художественном мире А.С. Пушкина и М.А. Булгакова («Капитанская дочка» и «Белая гвардия»)» (Школьные сочинения)Дом, как и семья, является своего рода убежищем, позволяющим пережить все трудности и невзгоды. Если дом – крепость, то семья – это ее хранители, которые создают в ней атмосферу тепла и уюта. Семья дарит человеку любовь, понимание, поддержку и главное – развивает и воспитывает в нем честность и нравственность. Именно поэтому дом и семья – самые главные ценности в жизни любого человека. Как же образы (тема) дома и семьи воплотились в таких художественных произведениях, как «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и «Белая гвардия» М.А. Булгакова? Сродни «Капитанской дочке», «Белая гвардия» стала не только историческим романом, в котором описывается гражданская война, но и произведением, где мысль семейная соединяется с мыслью народной. Ведь эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал часть русской народной пословицы: «Береги честь смолоду». А понятие «честь» является одинаково главным и для пушкинской повести, и для булгаковского романа. Один из эпиграфов «Белой гвардии» взят из «Капитанской дочки»: «Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ве¬тер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо сме¬шалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!» Это первое упоминание о метели, снеге, буране, готовит читателя к пониманию того, что произойдет с героями романа в «белом, мохнатом» декабре 1918 года. Образ метели, вьюги, смятения проходит через весь текст романа. Буран — это символ гражданской вой¬ны, где все смешалось в бешеном вихре, не видно дороги, неиз¬вестно, куда идти. Ощущение одиночества, страха, неизвестность будущего и боязнь его — это характерные настроения эпохи. Метель в «Белой гвардии» разрушает семью Турбиных. Вторичный смысл образа метели у Пушкина – судьба, играющая с человеком. Так метель, давшая в вожатые Гриневу предводителя крестьянского восстания - Пугачева, влечет за собой чудесное спасение Гринёва и Маши Мироновой и впоследствии их брак. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» можно отметить две семьи – Гринёвых и Мироновых. Глава дворянской семьи Гринёвых – Андрей Петрович Гринёв. В нём много качеств достойных уважения. Он строгий человек, в котором не было подхалимства, он был честен с окружающими и с самим собой. Гринёв всегда проявляет прямолинейность, и даже суровость. Он презирает карьеристов и ответственно относится к военной службе. Андрей Петрович привержен к консервативным принципам, которые семья ему прививала с детства: «Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым.» В молодости Гринёв «служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне, дочери бедного тамошнего дворянина». У них было девять детей, но все кроме Петруши «умерли во младенчестве». Единственного выжившего сына назвали в честь отца Андрея Петровича в знак уважения, почитания и любви к нему. Родители с самого детства относились к Петруше с любовью и заботой. Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в нем мягкость, и даже чувствительность. Детство и юность Петра прошло в застойной тишине патриархальной усадьбы. С пяти лет за Петрушей присматривает стремянной Савельич. Позже ему наняли учителя – парикмахера из франции Бопре. Воспитание Гринева завершается изгнанием Бопре, уличённого в пьянстве и пренебрежении обязанностями учителя. Таким образом, до шестнадцати лет Петруша жил «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Но в момент духовного формирования человек испытывает многочисленные влияния, подчас незаметные для него самого. Особенно сильно на Петре Гриневе отразилось влияние отца. Еще до рождения он был записан в Семёновский полк и горел желанием туда отправиться, но на семнадцатом году жизни отец решает послать сына не на службу в Петербург, а в армию в Оренбург. Андрей Петрович хочет, чтобы сын не повесничал, служа в столице, а вкусил все тяготы армейской жизни, «понюхал пороху», «потянул лямку», приучился к дисциплине и стал настоящим солдатом, продолжателем семейных традиций. Прощаясь с сыном, отец сказал ему: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Эти слова обращенные к сыну, который начинает самостоятельную жизнь, нельзя рассматривать, как случайные, как нравоучение, обязательное при прощании. Это – напутствие сыну, это то, что особенно важно для Андрея Петровича. Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передает своему сыну. И Петр на всю жизнь запомнил эти слова. Он уехал со слезами на глазах, что говорит в первую очередь о его тесной связи с родителями, нежелании с ними расставаться, а уже потом о страхе перед неизвестностью новой жизни. Встретив по дороге во время метели человека, который взялся им помочь, Петр, в качестве благодарности, дает ему заячий тулуп. Он сделал это, несмотря на просьбу Савельича не тратить деньги впустую, потому что Гринёву совсем неважно, какого звания перед ним человек. За добро нужно платить добром. Пётр сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой. И на его впечатления не смогли повлиять нелестные отзывы Швабрина о ней. Он искренне полюбил девушку и тут же предложил ей руку и сердце, несмотря на то, что она была бесприданницей. Петр защищает его честь и вызывает Швабрина на дуэль, но она, к сожалению, заканчивается для него ранением. Когда Пугачёв напал на Белогорскую крепость, Петр предпочитает пойти на виселицу, но сохранить человеческое достоинство и остаться верным воинской присяге. Но доброта Гринёва, подарившего своему вожатому заячий тулупчик, не проходит бесследно, вызывая ответное чувство у Пугачёва. На вопрос Пугачева «Обещаешься ли служить мне с усердием?», он с честью ответил: «Голова моя в твоей власти, отпустишь меня — спасибо, казнишь — Бог тебе судья». Гринев поразил предводителя крестьян своей искренностью, и тот отпустил его. Впоследствии Пугачев жалует Гринёву коня и тулуп, помогает ему освободить Машу из заточения Швабрина. Прощаясь с Пугачевым, Петр искренне жалеет его. Для всех он был извергом, злодеем, ужасным человеком, но только не для него. Они расстались дружески. Таким образом, желание отца, чтобы Петр служил в армии, помогает ему найти настоящий пример того, что значит служить Отечеству не за честь, а за совесть. Служба в Белогорской крепости свела Гринёва с разными людьми: честными и подлыми, сильными духом и трусливыми, открытыми и малодушными. Здесь он возмужал, нашёл истинную любовь, друзей, но и врагов. Оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от принесения присяги Пугачёву. Во время суда, рискуя жизнью, он не называет имя Маши, чтобы та не была подвергнута унизительному допросу. Своей искренностью и честностью он заставляет Пугачева вспомнить о нравственных ценностях, раскрыл в нём проблески добра и даже благородства, помог понять, что он выбрал неверный путь. Жизненные испытания делают Гринёва личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу, честь, доброту и благородство. Рассказ в повести ведется от имени Петра. Он, создавая, в сущности, мемуары, выстраивает для детей и внуков свою семейную хронику, бережет, даже лелеет то, что единит поколения и времена; он протягивает нить от отца к внукам, а истинная связь и возможна только в том случае, если все поколения укоренены в отечественном бытии. Еще одной семьёй заслуживающей внимания в повести «Капитанская дочка» является небольшая семья Мироновых. Иван Кузьмич Миронов офицер «из солдатских детей», комендант Белгородского гарнизона, который на самом деле являлся деревушкой, окруженной бревенчатым забором, где по улицам бродят свиньи, а единственной приметой военного быта была старенькая пушка, да и то забитая мусором. Миронов проявил мужество в прусском походе и в сражениях с турками. Именно за это он получил офицерское звание. Иван Кузьмич необразованный, но честный, простой и бесхитростный человек, до конца исполняющий свой воинский долг. Он по-отечески заботится о своих солдатах и офицерах, в обращении с которыми он прост и добродушен. Жена коменданта — Василиса Егоровна - деловитая, строгая и умная женщина управляла не только своим беспечным мужем, но "и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские". Василиса Егоровна — добрая и полноправная хозяйка крепости. Действиями мужа она руководит часто незаметно для него самого и всегда очень мудро. Она все замечает, в курсе всех событий. В любви Василисы Егоровны к мужу много материнского, и все их отношения проникнуты духом взаимной нежности и уважения, что не мешает им периодически подшучивать друг над другом. Миронов уважает и ценит свою жену, и поэтому позволяет ей руководить семьей, считается с ее мнением, посвящает в свои служебные дела. Их дочь Маша — его любимица. Он заботится о Маше, оберегает ее от жизненных невзгод, от неверных поступков. Маша девушка лет «осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши". Она кажется робкой и несмелой, мать называет ее трусихой: «Маша трусиха, пугается выстрелов». Маша переживает, что у нее нет приданного. Но как говорил Гораций «Добродетель родителей — большое приданое». А родители ее - люди простые, живущие мирной, простой, монотонной жизнью. Они скромны, гостеприимны, преданы своему дому и друг другу, совершенно не воинственны. В семье Мироновых следуют законам крестьянского мира, веруя в Бога и царя. В словах жены капитана заключена житейская мудрость: «Вместе жить, вместе и умирать». Их союз освящен истинной любовью и согрет чувством нравственного долга. Они жили скромно, но мирно. Петр Гринев так описывает их дом: «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский и в рамке; около него красовались лубочные картинки…» Радушная семья приняла его запросто, «как будто век была знакома». Василиса Егоровна и старый капитан окружили его заботой и лаской, а в их дочке, простой и обаятельной без «всякого жеманства» девушке, Гринев обретает свою любовь и преданную подругу жизни. Маша впитала все лучшее от родителей. Она привлекает своей скромностью, добротой, чуткостью, естественностью. Маша нравится всем, кто ее встречает; Гриневу и Швабрину, Савельичу и Пугачеву, попадье и царице. «Ангел божий» - так называет ее Савельич. Их идиллия прерывается сначала дуэлью Гринёва и Швабрина, а затем бунтом Емельяна Пугачева. Маша выхаживает Петра после ранения. Он делает ей предложение, но она не соглашается выйти за него замуж без благословления его родителей. Она русская девушка, сохраняющая нравственные идеалы и заветы отцов. Когда Иван Кузьмич узнает о приближении Пугачева, он решает отправить Машу и Василису Егоровну в Оренбург. Но жена высказывается против отъезда, и решает не оставлять мужа в трудную минуту. Маша же попрощалась с Петром, но уехать ей не удалось. Иван Кузьмич, видя малочисленность и явную не боеспособность защитников крепости, защищает ее до последнего, не собираясь сдаваться на милость бунтовщикам. Развитое чувство чести и долга не позволяют Миронову признать власть Пугачева. Изнемогая от полученных ран, комендант проявляет героизм и твердо отвечает Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец». Смело и с достоинством встречает капитан свою смерть. Его супруга Василиса Егоровна, всю жизнь прошедшая рука об руку со своим мужем, и здесь у последней черты не оставила его. Как трогательно их прощание! «Прощай, мой Иван Кузьмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила!» – «Прощай, прощай, матушка!» Как много в этих простых словах! Любовь и преданность, забота друг о друге и верность спутнику всей жизни. Видя на виселице своего Ивана Кузьмича, несчастная женщина бросает гневные слова виновникам смерти мужа: «Злодеи! … Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусская, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты живот свой, а сгинул от беглого каторжника!» И ее ждет та же участь – пасть от руки злодеев. Тем временем Швабрин держит Машу на воде и хлебе, чтобы выбить согласие выйти за него замуж, но она не поддаётся, в ней проявляются стойкость, смелость и решительность. Спасенная Гриневым из заточения, она вместе с Палашей и Савельичем, поехала в Петербург просить милости у императрицы, потому что теперь помощь требовалась самому Петру. Непросто далось Маше это решение. Она в первый раз принимает на себя такую ответственность: не только за себя, но и за будущее, за честь Гринева и его семьи. Честность и искренность Маши помогли растопить холодное сердце величественной императрицы и получить прощение для Гринева. Именно в семье формируются нравственные качества человека, развиваются хорошие или дурные задатки, духовность, милосердие. И это нам демонстрирует Маша Миронова. Она смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложных обстоятельствах сумела справиться не только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны победить недоверие, несправедливость и предательство. Маша - достойная дочь своих родителей. Простота и строгость нравов, цельность натуры, простодушие и благородство, а главное - неукоснительная верность долгу, честь и достоинство. Этими замечательными качествами обладают все в семье капитана Миронова, верного защитника государства, которому он присягнул, смелого и решительного человека, сложившего свою голову, но не изменившего долгу. «Береги честь смолоду» - эти слова можно с полным правом отнести к каждому из семьи капитана Миронова и Гриневых. Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» - роман о страшном буране гражданской войны, которая сотрясает дом семьи Турбиных. У молодёжи семьи Турбиных – Алексея – молодого врача, его сестры Елены и их младшего брата Николки – юнкера семнадцати лет, умерла мать, хранительница очага. Они задаются вопросами: «Мама, светлая королева, где же ты?», «Как жить? Как же жить?». «Жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете». Перед смертью их мать, Анна Владимировна, завещала: «Дружно… живите». И они жили дружно. Любили друг друга, любили свой дом и хранили его. Турбины не замкнулись в своем мире, не утратили связи с окружающими. Отношения между ними очень близкие и проникновенные. Братья искренне любят сестру и готовы драться за нее. Елена замужем за капитаном Тальбергом, но он, узнав об опасности, бросает её и сбегает. Его скользкий характер с самого начала был понятен Алексею и Николаю, из-за любви и уважения к сестре они терпели и ни словом, ни делом не обидели Тальберга. Они были только рады, что он сбежал, что их дом очистился от чужого им человека. Теперь вокруг только родные души. В доме Турбиных все красиво: мебель старого красного бархата, кровати с блестящими шишечками, кремовые шторы, бронзовая лампа с абажуром, книги в шоколадных переплетах, рояль, цветы, икона в древнем окладе, часы с гавотом, изразцовая печь. На своей поверхности печь несет надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и их друзьями. Здесь запечатлены и шутливые послания, и слова, исполненные глубокого смысла, и признания в любви - все, чем была наполнена жизнь семейства в разное время. Стены украшают портреты предков. Все это нетленные атрибуты дома с его благородством, старомодностью, стабильностью, которые ни при каких обстоятельствах нельзя разрушать, потому что это завет новым поколениям Турбиных от родителей. Здесь читают по вечерам Пушкина и Толстого, Достоевского и Бунина. Поют под гитару, играют в карты с друзьями и распивают горячительные напитки, любят и негодуют и свято хранят семейные традиции. Многие находят в этом доме приют. Например, друзья детства Алексея - Шервинский, Мышлаевский, Карась . Они любят этот дом, и соответствуют духу этого дома, они защитники Города. Этих героев тянет в семью Турбиных, потому что в основе их семьи – любовь. Любовь друг к другу, из которой выросла любовь к каждому человеку. Благотворная семейная любовь, которая сделала дом Домом, семью Семьей. Хранительницей домашнего очага и семейного уюта является Елена, которая всех радушно принимает. В столовой «скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна… Полы лоснятся, и в декабре на столе в матовой вазе стоят голубые гортензии и две мрачные и знойные розы, утверждающие красоту и прочность жизни». Дом Турбиных - это, прежде всего, люди, его населяющие. Братья, Алексей и Николка, дружно живут с сестрой. Они гостеприимны, великодушны, самоотверженны. Турбины отзывчивы на чужую боль, готовы принять на себя удар, предназначенный другому, близкому человеку. Старший брат - Алексей человек слабой воли, но широкой души, он белый офицер, со всей ответственностью исполняющий свой долг и оставшийся верным себе и своей Родине даже в самые сложные времена. А младший - Николка – душа их дома. Он скрепляет между собой всех членов семьи. Именно забота о младшем брате не позволяет забыть старые семейные традиции, не дает распасться дому после смерти матери и во время войны. 1918 год стал переломным годом в нашей истории – «ни одна семья, ни один человек не смогли избежать страданий и крови». Эта участь не миновала и Турбиных. Представители интеллигенции, лучшего слоя в стране, оказались перед сложным выбором: бежать – так поступает Тальберг, оставляющий жену и близких людей, – или перейти на сторону враждебных сил. Но Турбины выбирают третий путь – противостояние. Вера и любовь сплачивают семью, делают ее сильнее. Испытания, выпавшие на долю Турбиных, еще больше сближают их. Алексей Турбин считает, что воевать стоит только за семейный очаг, за человеческий покой, который позволит им существовать вне законов социальной эпохи. В рушащемся вокруг мире, в котором непонятно, где свои, а где чужие, семья, собравшаяся вокруг стола, является последней недрогнувшей твердыней, последней надеждой на мир и спокойствие. Только в тихой семейной жизни спасение среди бури войны: «Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен!». Священен, как священна семейная жизнь и братская любовь. Во время захвата города Петлюрой Алексей Турбин попадает в городскую неразбериху. Он пытается спрятаться. Но по дороге он наталкивается на гетмановских солдат. Они распознают в нем офицера. Его ранят. Спасение Турбин находит в доме Юлии Рейсе. Она помогает ему перевязать рану. В доме Турбиных все переживают за Алексея. Он не вернулся, и домашние предполагают самое страшное — смерть. Но утром Лариосик приводит Алексея домой. У него высокая тем¬пература, он забывается в бреду, Елена очень беспокоится за брата. Через несколько дней его состояние ухудшается: рана воспаляется, более того, у него сыпной тиф. Врачи собирают консилиум и решают, что он безнадежен. Елена запирается в спальне, и обращается к Богу с мольбой о спасении брата. Она страстно шепчет: «Слишком много горя посылаешь, мать-заступница... Мать-заступница, неужто не сжалишься? Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?» Елена готова на великую жертву – свою любовь: «Пусть Сергей не возвращается... Отымаешь – отымай, но этого смертью не карай». И болезнь отступила – Алексей пришел в сознание, кризис миновал. Над смертью, ненавистью, страданием торжествует добро. Впоследствии Елена получает письмо от подруги из Варшавы, в котором та сообщает ей о предстоящей женитьбе Тальберга на их общей знакомой. Елена, рыдая, вспоминает свою молитву. Тем временем на руках у Николки от ранения умирает Най-Турс, спасший молодых юнкеров от смерти. Николка не может допустить, чтобы командир остался непогребенным. Он, рискуя жизнью, отыскивает в морге его тело, находит его сестру и мать, и полковника хоронят по христианскому обряду. Николка - герой, как и все Турбины, он отличается большой нравственностью, обостренным понятием чести, приверженностью к идеалам монархизма. Он готов отдать свою жизнь, служа родному отечеству. Юный Николка гибнет, не посрамив своей чести. По его словам, «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Его гибель, если не разрушает, то дает трещину в доме Турбиных, а вместе с ним и всей белой России с ее традициями, культурой и историей. Турбины для Булгакова – это идеал семьи. В них отразились все лучшие, необходимые для крепкой семьи человеческие качества: доброта, простота, честность, взаимопонимание и, конечно же, любовь. Но герои дороги Булгакову еще и потому, что при любых условиях они готовы защищать не только свой уютный дом, но и родной Город, Россию. Произведе¬ние во многом автобиографично. Булгаков тяжело переживал этот период. Он все видел своими глазами, почувствовал на себе ярость и неудержимость русской бури. Однако он остался верен принципам справедливости и любви к людям. Молодые Турбины сумели не потеряться в этом страшном мире, смогли остаться верными себе, сохранить патриотизм, офицерскую честь, товарищество и братство. Они устояли, и устояли, прежде всего, внутренне, сберегли то, что впитали в себя в своем родном доме, доме, который стал Ноевым ковчегом во время потопа.
Авторы этих произведений подводят к мысли о том, что для человека важно в любой ситуации оставаться человеком, живущим по библейским законам добра, правосудия и справедливости. Все эти правила и принципы закладываются в детстве, в семье. Герои этих произведений нравственные, совестливые и порядочные люди, потому что в их жизни есть Семья и Дом. И пока существует семейный очаг, человеку есть куда пойти, есть на кого опереться, он справится с любыми бурями и метелями жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Nury Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|