|
Как в поэзии А.А. Блока раскрывается тема любви? (ЕГЭ по литературе)Александр Александрович Блок – известный русский поэт конца 19-го начала 20-го века, чье творчество относится к такому модернистскому течению, как символизм. Одна из главных тем его творчества – любовная. Но образ милой сердцу женщины существенно меняется в произведениях разных лет. «Стихи о Прекрасной Даме» - цикл стихотворений А.А. Блока, посвященный его жене, Любови Менделеевой. Символист по-настоящему боготворил женщину. Эмоции поэта ярко отражены в произведении «Вхожу я в темные храмы». Прекрасная Дама священна, творец сравнивает ее с иконой: «А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней», «О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!» Лирический герой трепещет, волнуется перед ее появлением: «В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей». Образ женщины является неконкретным, загадочным, возвышенным и неприкосновенным: «О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты». Стихотворение «Незнакомка», которое уже не относится к вышеупомянутому сборнику, построено по принципу антитезы внешнего и внутреннего мира лирического героя. Предпосылкой к его написанию послужил уход Любови Менделеевой от поэта к Андрею Белому. В первой части произведения описываются люди, улицы, место действия (питейное заведение): «Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач», «А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат». Присутствуют мотивы страшного мира, тоски и отчаяния: «И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен». Во второй части появляется образ незнакомки, он становится более конкретным: «И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука». Несмотря на то, что герой все еще возвышает женщину, она появляется в не самом престижном заведении. Произведение «В ресторане» посвящено актрисе Ольге Судейкиной, с которой А.А. Блок познакомился после разрыва отношений с женой. В стихотворении есть мотивы разочарования, лирический герой чувствует себя одиноко в переполненном зале ресторана, так как никому не может рассказать о своих мыслях и переживаниях. Но у него появляется надежда при виде незнакомой женщины, которой он делает подарок – «черную розу». Героиня изображена гордой, непоколебимой: «Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблён». После начала музыки лирический герой и женщина начали существовать только друг для друга: «И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…» И даже после того, как она покинула зал, персонажи не расстаются навсегда: отражение женщины «играет» с героем: «Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: «Лови!..» Таким образом, образ возлюбленной в стихотворениях А.А. Блока претерпевал значительные изменения в течение нескольких лет. Сначала он был священным и смутным, но позже автор вносил в него больше конкретики, изображал женщину гордой, надменной и молчаливой. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Андреева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|