|
Вы здесь: Критика24.ру › ЕГЭ обществознание
Как писать эссе по обществознанию на максимум? (ЕГЭ обществознание)ОСНОВНОЙ СМЫСЛ: Эссе предназначено для того, чтобы определить, как хорошо ребенок знает теорию и может ли он применить её на практике. Для начала, проверяется его способность увидеть в высказывании обществоведческую идею. Самое важное тут — уловить смысл, а не перефразировать, ведь за перифраз ставится 0 баллов.
Определяем, какую тему из кодификатора этот тезис затрагивает и прописать эти понятия в своём эссе.
Также, нельзя путать проблему и идею! В том случае, если автор раскрывает какую-то затруднительную ситуацию, то это проблема. Если же он просто высказывает свои мысли и интересные замечания по какой-то теме, то это идея.
Итак, сначала нужно прочитать высказывание, затем выделить ключевые определения, которые используются автором и на которые он намекает. Далее простроить связи между ними и выделить идею, которая их касается.
Например: «Если бизнес идет хорошо, акции в конце концов последуют этому примеру» (У. Баффет)
Ключевые понятия: бизнес, акции, предпринимательская деятельность, репутация, ценные бумаги и т. д.
Взаимосвязь: зависимость цены акций фирмы от ее успешности на рынке; влияние репутации бизнеса на стоимость акций фирмы.
Выписываем основной смысл, далее немного раскрываем его, если требуется. В конце проверяем: можно ли заменить слова в нашем тезисе, так, чтобы получилось исходное высказывание? Если да, переделываем.
Еще раз читаем высказывание и убеждаемся в том, что наш тезис передает его смысл и не уходит в другую сторону, не раскрывает лишь часть проблемы.
Основные ошибки на данном этапе: 1.Перифраз: «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция» – раскрытие: Данным высказыванием автор хотел сказать, что конкуренция является важным и эффективным средством в достижении благосостояния общества 2.Уход от темы: «В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту» – раскрытие: В данном высказывании автор хотел сказать, что последствия безработицы могут негативно влиять на человека и на общество в целом, так как увеличивается риск получения моральной травмы, потеря навыков и опыта.
3.Неправильное понимание тезиса
«В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту» В данном высказывании автор хотел сказать, что безработица имеет положительные и отрицательные последствия. Люди, которые не сталкивались с этим явлением, верят в то, что безработица имеет больше положительного, чем отрицательного. Что нельзя сказать о людях, которые знакомы с этим явлением, они понимают масштабы отрицательных последствий. СТРУКТУРА: Эссе состоит из 5 абзацев: не больше, не меньше! Это: 1. Тезис 2. Теоретический абзац + Микровывод (!) 3. Источник + Пример 1 + Мини-вывод 4. Источник + Пример 2 + Мини-вывод 5. Общий вывод по эссе
Каждый абзац должен начинаться с плавного перехода от предыдущего, должны быть использованы слова-связки. В конце каждого абзаца должны быть микровыводы, отсылающие читателя мысленно к идее тезиса, то есть идее всего эссе.
Мы сформулировали тезис, далее на протяжении всего эссе мы будем его доказывать.Теоретические положения нужны для того, чтобы подтвердить правдивость высказывания с точки зрения обществознания как науки. Теория не должна быть нагромождением всех фактов, что всплыли в голове по теме эссе, это должен быть последовательный и связный текст, доказывающий и подтверждающий тезис.
ТЕОРИЯ: -Для обоснования данного утверждения прибегнем к теоретическим положениям -Данный факт подтверждается следующей теорией -Чтобы обосновать данное высказывание, обратимся к теоретическим конструкцим -В ходе рассуждения можем обратиться к теории -Для наиболее лучшего понимания высказывания обратимся к курсу обществознания… -Для подтверждения данной точки зрения возьмем во внимание следующие факты…
Обязательно должно быть раскрыто минимум 2 ключевых понятия, а также приведено достаточное количество теоретических положений для раскрытия темы, например, раскрыты функции, виды, классификация, последствия итд.
!Теоретический абзац должен быть по объему визуально больше всех остальных!
В конце теории идет микровывод, который должен не только подчеркнуть еще раз все сказанное, но и отметить, что это подтверждает тезис. Основные ошибки на данном этапе: -Непоследовательно, все запутанно и смешано -Нелогично, есть ошибки в рассуждении -Нет вступления, связки с предыдущим абзацем -Просто набор фактов, ничего не доказывает -Нет микровывода или он расположен в отдельном абзаце
Пример ХОРОШЕГО теоретического абзаца:
Обратимся к теоретической стороне этого вопроса. Так, прогресс — это направление развития, для которого характерны переход от низшего к высшему, от простого к сложному, изменение к лучшему. К его критериям обычно относят: развитие нравственности людей, научно-технический прогресс, развитие человеческого разума, производственных сил, возрастание степени свободы и многое другое. Поэтому, зачастую результат прогресса можно интерпретировать как нечто всегда положительное, однако это не совсем так. Чтобы понять, почему Й.Хейзинг в своем высказывании говорит о зле как о возможном исходе прогресса, рассмотрим определение ему полярное. Регресс — это движение от высшему к низшему, от сложного к простому, изменение к худшему, возврат к изжившим себя формам и структурам. Так, из определения становится ясно, что регресс всегда подразумевает деградацию, и можно предположить, что прогресс, соответственно, — развитие, однако оно зачастую очень противоречиво. Во-первых, совершенствование в одних областях может оборачиваться потерями в других. Получается, что положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем, регрессом в других. Во-вторых, общество неоднородно, и одним социальным группам прогресс в одной области может быть выгоден, другим же — нет. Так, нельзя утверждать, что результат прогресса всегда объективно положительный.
ПРИМЕРЫ: Переход к практической части эссе осуществляется посредством логической связки-согласия с мнением автора. Это нужно для того, чтобы плавно перейти от теоретических положений к личным аргументам.
Например: Я согласна с У. Баффетом, продажа акций действительно зависит от развития бизнеса. Мне вспоминается пример…
Что обязательно должно быть в примерах: -Источник примера: o личный социальный опыт (литература, кино, ситуации из жизни, школьные уроки), o общественная жизнь (СМИ, факты настоящего, смоделированные ситуации) o история (история СССР, России, Америки, развития предпринимательства и т. д.) -примеры должны быть обязательно из разных источников! -источник должен быть прописан в начале абзаца -пример должен именно подтверждать тезис, а не как-то косвенно относиться к теме -пример должен быть развернутым и конкретным, то есть гражданин Иванов, город Н, журнал Медуза… -Микровывод по примеру
ХОРОШИЙ пример:
Мысль автора можно подтвердить примером из СМИ. В одной статье из журнала «Коммерсант» говорилось о командной экономической системе в СССР. В ее основе лежало отсутствие конкуренции и четкое государственное планирование. При таких условиях экономика СССР значительно отставала от экономик других стран, а вследствие этого и благосостояние населения находилось на низком уровне, ведь спрос превышал предложение, а государство не могло обеспечить население разнообразием благ, так как на это способна только экономика, включающая в себя конкуренцию, которая двигала бы развитие страны вперед путем внедрения инноваций, увеличения производственного потенциала и повышения квалификации труда, а не стояла на месте, как это было во время СССР, когда все товары находились в дефиците и не было никакого разнообразия. Это говорит о том, что конкуренция способствует обеспечению благосостояния населения.
Общий вывод:
Вывод — это логичное завершение нашего доказательства, в нем нужно подытожить правильность всего вышесказанного, опять сделать отсылку на тезис и, если это уместно, оставить призыв к действию или просто красивое остроумное завершение.
Пример: Таким образом, приведенные аргументы показывают, как прибыльный бизнес может способствовать росту стоимости акций, приносящих доход, что доказывает правоту суждения автора. Обновлено: Опубликовал(а): Рябинина Ксения Романовна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|