|
«Здоровая нация также не замечает свой национальности, как здоровый человек — позвоночника» — Б. Шоу 1 часть (ЕГЭ обществознание)Идея данного высказывания Бернарда Шоу, ирландского писателя и лауреата Нобелевской премии, заключается в том, что у «здоровой» наций всегда есть уважение к представителям другой нации. То есть, нация, чьи представители объективно осознают действительность и далеки от предрассудков, никогда не будет оскорблять или относится к другим национальностям враждебно, считать себя лучше их только из-за принадлежности к другой этнической общности. Для более подробного изучения данной идеи необходимо обратиться к самому термину «Этническая общность» — это исторически сложившаяся на определенной территория устойчивая совокупность людей (племя, род, народность, нация), обладающая общностью языка, культуры, психологических установок, самопознанием и исторической памятью, осознающая свое единство и отличие от других подобных образований. Стоит отметить, что род — группа кровный родственников, проживающих на определенной территории, и племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и осознанием своего происхождения, единством диалекта и религиозных обрядов, — это явление, характерное для первобытно-общинной формации, относящееся к традиционному, доиндустриальному обществу, как и народность — исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, культурой и психологическим складом — которая начала формироваться с появлением первых государств, то есть, тоже в традиционным обществе. Однако с появлением товарно-денежных отношений, с развитием экономический связей, а именно формированием индустриального общества, появляется такой термин, как «нация». Нация — это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связами, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания. Так как мир изначально состоял из различных, абсолютно не похожих друг на друга по своему культурному и историческому развитию, этнических групп, с древних времен и по сей день существуют две тенденции межнациональных (межэтнических) отношений. Первая тенденция — это межнациональная дифференциация — стремление каждого народа сохранить свою национальную самобытность, культурную идентичность. Особенно это важно в процесс глобализации, когда происходит формирование единого культурного пространства и многие малые этносы просто стираются в других, более крупных этносах, данное явление называется этническим смешиванием (ассимиляцией), и оно грозит уничтожением культурного разнообразия человечества. Межэтническая дифференциация, к сожалению, может сопровождается такими явлениями, как религиозный фанатизм, экстремизм и национализм. Вторая тенденция — межнациональная интеграция — это процесс постепенного объединения различных этносов (народов). Она способствует формированию многонационального государства, культурного плюрализма и взаимопроникновение культур, однако при этом сопровождается ассимиляцией, потерей исторической памяти, утратой культурных традиционных ценностей. Таким образом, в современном мире нет однозначного ответа, как именно нужно развиваться этносам в эпоху глобализации, глобальных проблем и развитию постиндустриального мира и как можно сохранить этническое многообразие мира, если каждая из тенденций в слишком радикальном проявлении может привести к непоправимым последствиям. Нация — это очень сложное понятие, представление о которой в различных государствах формировалось по-разному. Так, представления о нации в Российской империи, изначально многонациональном государстве, в которой даже представители одного этноса — славяне — были не похожи друг на друга своими обрядами и диалектами, разительно отличались от понятия «нации» в европейском государстве. Национальная политика в России менялась с императорами, так, можно вспомнить Екатерину Вторую, которая после присоединения к Российской империи земель Речи Посполитой, густо заселенных евреями, установила так называемую «черту оседлости», в пределах которой евреям разрешалось проживать и осуществлять торговую деятельность. Черта оседлости позволила сохранить самобытность еврейской культуры, однако в последствии привела к знаменитым еврейским погромам начала 20-ого века, так как у многих людей сложились неверные представления и стереотипы о еврейском народе. Также, Екатерина Вторая подписала манифест «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях, их правах и льготах», который способствовал формированию немецких поселений в Поволжье. Однако всё это время понятие «нация» не использовалось активно в России, когда как в Европе уже вовсю происходило не просто развитие национального вопроса, но и формирование различных негативных его проявлений — национализм. Впервые о нации в России заговорили при Николае Первом, когда он определил три постулата не просто политики России, но и всей её жизни в принципе, а именно — «Православие. Самодержавность. Народность», что, по своей сути, явилось противопоставлением лозунгам Французской революции «Свобода. Равенство. Братство». Так, при Николе Первом «русских» могли называть как и всех подданых Российской империи, так и членов привилегированных сословий вне зависимости от их этнического происхождения, так и всех восточных славян. Именно последнее представление о русских как о всех восточных славянах активно продвигалось в ХIХ веке, на её основе коррозировался проект «большой русской нации». Всё это показывает, насколько сложная тема «нация», как с течением временем изменялись представления о ней и как именно определенная политика тех или иных государств в последствии привела к необратимым процессам. Обновлено: Опубликовал(а): tower Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|