|
Вы здесь: Критика24.ру › Пушкин А. С.
Анализ оды «Вольность» (Пушкин А. С.)История создания. Ода «Вольность» написана в 1817 году и относится к послелицейскому периоду творчества поэта. Лицейские годы из живого и непоседливого Пушкина уже формировали поэта, глубоко мыслящего, полного идей свободы и вольнолюбия. Он проникся словами Николая Тургенева, сыгравшего большую роль в жизни Пушкина, о том, что на всем необозримом пространстве России раздается стон народа. Тургенев видел в молодом Пушкине талантливого поэта и надеялся, что первой его песней будет песнь о Свободе. Оду «Вольность» Пушкин начал писать в доме Тургенева. Из окна тургеневской квартиры был виден Михайловский замок, вид которого волновал поэта. Вглядываясь в его очертания, он стал писать об убиенном тиране и ему подобных, о насилии над простым народом. Стихи рождались мгновенно. На следующий день Пушкин принес Тургеневу готовое произведение. Как и предполагал Тургенев, первая песня восемнадцатилетнего поэта была о Свободе. Конечно, такое откровенное негодование против тиранов, не могло быть напечатано. Стихотворение расходилось в списках и дошло в рукописном виде до императорского дворца. Ода стала одной из причин ссылки Пушкина в Одессу. Она впервые появилась в печати только в 1856 году в Лондоне, благодаря Герцену.
Жанр — ода. Пушкинское произведение отличает эмоциональный стиль, яркое выражение чувства негодования, открытый призыв к решительным действиям.
Тема. Лирический герой оды. Основная тема оды — утверждение свободолюбия, равенства всех людей, активный протест против тирании. Пылкость повествователя, свободолюбие позволяют увидеть в лирическом герое самого Пушкина.
Композиция стихотворения. Стихотворение можно разделить на три части. В первой части поэт заявляет о своей миссии поэта, гражданина. Его позиция четко определена стихотворными строками: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». Отсюда и грозное предупреждение тиранам мира: «Трепещите!» и призыв к падшим рабам: «Восстаньте!». За каждой из строк оды встает русская действительность: господа-тираны, истерзанные ими крепостные, чиновники, грабящие страну, не признающие законы. Вторая часть воспевает закон, который дружит «с Вольностью святой», который делает граждан равными, сражает любые преступленья. А если закон нарушается, то там творятся злодейства. Поэт протестует против монархической власти, попирающей высший закон, для него царь — «самовластительный злодей», «тиран», «ужас мира», «стыд природы», «увенчанный злодей». И смерть злодея и его потомков поэт видит «с жестокой радостью». Обращение к истории, к монархам — Наполеону, Людовику, Павлу — напоминает тиранам об их плачевной участи. Свергнув Закон, они сами оказываются свергнутыми. Строки о казни Людовика, убийстве Павла полны жестокости и осознания справедливого возмездия. Третья часть — призыв к монархам склониться перед величием святого Закона. Только Закон может стать стражей трона. Покой и вольный народ оберегут царя.
Художественные средства выразительности.
Стихотворение очень эмоционально, полно вольнолюбивых мыслей и юношеской пылкости. Художественные средства выразительности: эмоционально окрашенная лексика: тираны, злодейство, воспеть, поразить, трепещите, внемлите, праведный, секира и др. метафоры: гроза (царей), поразить (порок), брошу (взор), меч сражает (преступленья) эпитеты: гордая (певица), изнеженная (лира), благородный (след) возвышенного (Галла), славные (беды), алчная (скупость) олицетворения: дремлет (закон), памятник (спящий)
Обращения, ряды однородных членов предложения, лексические повторы придают оде торжественность и эмоциональность, помогают передать позицию автора.
Рифма, стихотворный размер. Восьмистишия строф строятся на рифмовке 1 и 3, 2 и 4, 5 и 8, 6 и 7, то есть перекрестная и кольцевая рифмовка. Размер – четырехстопный ямб.
Мое восприятие стихотворения. Меня удивило, как смело и открыто совсем еще молодой поэт говорит о злодействе власти. Конечно, правительство не могло оставить без наказания такие стихи. Ода имеет особое звучание. Она привлекательна эмоциями, открытым протестом. Запоминается картина казни Людовика, кровожадное убийство императора Павла. Но злодеи получили по заслугам. Патриот, борец за справедливость — таким видится Пушкин в этом стихотворении.
Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Одой «Вольность» Пушкин начал цикл вольнолюбивой лирики. Звонко звучит его голос. Призыв соблюдать Закон так четко и уверенно заявлен у молодого поэта, что ужаснул правительственную верхушку. Окрепший голос Пушкина еще не раз поднимет эту тему. Обновлено: Опубликовал(а): Ирина Московских Внимание! Спасибо за внимание.
|
|