|
Сила и слабость базаровского нигилизма (ЕГЭ по литературе)Нигилизм (от латинского «nihil» – «ничто») — популярное среди молодых людей в 60-х годах XIX века философское течение — отразил И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Нигилисты, которых в произведении представляет Евгений Базаров, хотят перестроить общество, отрицают общепринятые ценности, отказываются от «принсипов». На примере раскрытия образа Базарова в произведении проследим в его нигилизме сильные и слабые стороны. В образе Базарова И. С. Тургенев раскрывает тип «нового человека». Не смотря на мужицкое происхождение (отец Евгения — уездный лекарь, дед — крестьянин, что «землю пахал») герой имеет образование в сфере естественных наук, является сильной, самодостаточной, деятельной личностью, чем обеспечивает себе популярность в отдельных кругах молодежи, где под его влиянием распространяется нигилизм. По мере развития образа Базарова в романе прослеживаются как сильные, так и слабые стороны его философии отрицания. Сила базаровского нигилизма заключается в практическом подходе к жизни. Критикуя искусство и чувства, что не приносят человеку никакой пользы на практике, Базаров углубляется в науку, дабы плоды его исследований послужили прогрессу, ведь «порядочный химик», по его мнению, в разы нужнее обществу «всякого поэта». «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — в этом утверждении Базарова проявляется сила его убеждения в контроле разума над эмоциями, сила в умении трудится, не покладая рук ради своей цели, сила в способности преобразовывать действительность под свои нужды. Однако именно в желании заглушить свои эмоции и чувства проявляется недостаток нигилизма Базарова. По мере развития отношений Евгения и Анны Одинцовой, отрицавший ранее любовь герой постепенно начинает осознавать несостоятельность своей теории. Внутренний конфликт Базарова состоит в противостоянии иррационального и рационального, и, когда герой не проходит испытание любовью, мучительно переживает крах своего былого мировоззрения. Он понимает, что в мире существуют явления, которые невозможно отрицать. Помимо любви, таковым является смерть: «Поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает – и баста!», скажет герой на смертном одре, умирая от заражения тифом. Слаб былой нигилизм Базарова в итоге оказывается и перед природой, что тот считал своей «мастерской»: об этом символически говорят растущие цветы на его могиле. Таким образом, базаровский нигилизм обнаруживает как сильные стороны — практичность, трудолюбие, способность к самоконтролю героя, так и слабые — неумение совладать со своими эмоциями и чувствами. Обновлено: Опубликовал(а): Вера Латышкина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|