|
Что такое подвиг в романе «Война и мир»? (Толстой Лев Н.)В своем романе «Война и мир», Лев Николаевич Толстой, описывая военные действия того времени, затрагивает несколько важных морально-этических вопросов. Среди них один можно назвать извечным — это тема подвига и героизма.
Молодым людям, воспитанным в духе светского общества начала XIX века, где люди на приемах — «актёры старых пьес», гости — «разговорная машина», а разнообразие развлечений похоже на «заколдованный круг», привлекательна мысль однажды появиться в свете в шитом мундире со звездами и изящно рассказывать историю своего подвига перед дамами. Так и ушедший на войну Андрей Болконский мечтает о славе и ищет новых ощущений. А вот Николаем Ростовым руководят как жажда славы, признания, так и чувства долга. Как мы узнаем уже во втором томе романа, его брат Петя тоже приступает к военной службе, подстрекаемый юношеским максимализмом и фанатичным чувством патриотизма. Герои мечтают о подвиге и видят в военной службе возможность само реализоваться.
Однако, постепенно представления у молодых людей о подвиге меняются. От Шенграбенского сражения Болконский ждал «своего Тулона». Героические действия командовавшего батареей Тушина, «небольшого сутуловатого офицера» крайне удивляют его и даже задевают самолюбие героя — до этого случая Андрей с презрением относится к простым людям. Болконский делает для себя неожиданные выводы: подвиг может быть незаметен для его героя, о подвиге не кричат, подвиг невозможно запланировать. Ему «было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».
Для Николая Ростова Шенграбенское сражение тоже становится уроком. Молодой человек храбро и отчаянно бросается в атаку, но оказывается ранен и «с чувством зайца, убегающего от собак» покидает поле боя. Несмотря на это обстоятельство, он произведён в корнеты и награждён солдатским Георгиевским крестом. Позже своим приятелям Николай рассказывает о подвиге, переиначивая и приукрашивая происходившее, как это часто делали другие. Мы видим, что подвиг невозможно оценить однозначно.
В Тильзите Ростову случается присутствовать на встрече российского императора Александра I и французского Наполеона Бонапарта. Наблюдая за непринужденным приятельским общением монархов и их подданных, Николай задается вопросом, имеет ли место подвиг там, где выше всего стоят политические интересы, а не законы нравственности. Для искреннего и честного Николая мир перестает быть понятным.
История Пети Ростова обладает особым трагизмом. Увлеченный совершением подвига, он забывает, что на войне ещё и умирают. Один из персонажей романа замечает следующее: «Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство».
Таким образом, любимые герои Толстого, один за другим, разочаровываются в силе подвига. Думаю, Лев Николаевич хотел поставить под сомнение любой подвиг, совершенный в таких нечеловеческих условиях и показать неоднозначность происходящего на войне, возможно даже задать своему читателю вопрос «Есть ли подвиг?». Обновлено: Опубликовал(а): Анна Костина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|