|
Раскольников — просто неудачный Наполеон или страдалец за целое человечество? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — наверное, самый странный детектив, который мне приходилось читать. Его необычность заключается в том, что самое главное и важное происходит за рамками самого детектива: Раскольников убил старуху в самой первой части романа, и что потом? Казалось бы, ну какой интерес продолжать читать дальше, если убийца известен. Но, прочитав это произведение, я понял, что плох тот детектив, где нужно искать преступника. И что самое странное, читать дальше всё равно невероятно интересно! Повторюсь ещё раз, роман этот очень необычен по своей структуре. Дело в том, что убийство случилось в самом начале, а всё оставшееся время мы вместе с героями и автором отвечаем на один лишь вопрос: «Почему нельзя было убивать старуху-процентщицу?» С моей точки зрения, невозможно логично аргументировать, почему же убийство Алёны Ивановны было преступлением. Ведь Достоевский намеренно подчёркивает её ужасность во всех смыслах: «сухая, крошечная», с злыми глазами и жирными волосами, «гаденькая, чахоточная, глупая и злая», наживается на своих клиентах, занижая цену их вещей, не даёт житья своей младшей сестре Лизавете и всем окружающим, никогда сама счастья не знала и другим не позволяла. Ну всё в ней просто отвращает. Но убивать её нельзя! И нельзя не ввиду юридических тонкостей — совсем нет. Весь роман мы решаем не юридическую проблему — это очевидно — а моральную. Следуя по пути героев, мы ищем смысл во всём происходящем, мы ищем Бога в романе. А он безусловно присутствует среди героев и влияет на них коренным образом. Что ж, к этому вопросу я обязательно вернусь, а сейчас проанализируем действия Родиона Раскольникова. Он решается на убийство, если взять в общем, по двум главным причинам: бедственное материальное и социальное положение и его теория, которую, как и любую другую теорию, можно доказать, лишь испытав на практике. Согласно его теории, люди делятся на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первый тип — это обычное «биологическое сырье», нужное для создания себе подобных, а второй — это люди, которые могут переступить через свои принципы, могут пролить кровь, «дабы осчастливить человечество», и цель «право имеющих» — свобода и власть. Родион Романович сам для себя решил, что он относится ко второй категории людей, и преступление — это по сути обычная проверка, «удостоверение личности», если можно так сказать. Сейчас я опять уйду немного в сторону от содержания романа и углублюсь в рассуждения, потому что здесь для меня очень важно донести свою мысль, на мой взгляд, довольно интересную. Для Достоевского в этом романе очень важно слово «переступить». Тех, кто смогли переступить, немного, всего два, и они очень тянутся друг к другу. Это Родион и Соня. Они оба пошли на «переступление». Но в них есть одна большая разница, и это отличие в их «переступлениях» — решающее, даже, я бы сказал, кардинальное. Соня Мармеладова переступила через себя, через свои нравственные убеждения ради спасения своей семьи. Но не думайте, что всё так просто. Не всем, кто пошёл на панель, прощается, и неважно по какой причине. Она совершила нравственное преступление, грех и теперь раскаивается. А вот с Раскольниковым совсем другая история. Он тоже переступил, но не через себя, а через другого. Он по меньшей мере трижды убийца: убил старуху, Лизавету и, учитывая, что последняя была беременна, то и её ребенка. Также по его вине с горя умирает мать. И в романе тот, кто переступает через другого, рано или поздно гибнет. Раскольников в ужасе осознаёт, что он «не старуху убил, а себя!» Родион раздавлен не только внутренне, но и физически. Он периодически впадает в беспамятство, теряет сознание, не может сосредоточится на одной мысли, становится крайне раздражительным и агрессивным — происходит отчуждение от людей. Как бы грубо это ни звучало, но он превращается в дикое животное. Всё это является наказанием за то, что он переступил через других, посмел вмешаться в судьбы людей, это расплата за вмешательство в «промысел Божий». С Соней дела обстоят иначе. Она, повторюсь ещё раз, переступила через себя. Но она не обернулась в зверя, как раз-таки наоборот, она познала что-то особенное, она нашла смысл, а значит и нашла Бога в жизни. Видите ли, по Достоевскому, самоуничтожение — это начало возрождения. Нужно сначала сломать внутри себя все прежние идеалы, переступить через них, а уже после познать истину. А истина в мире Достоевского находится на дне бездны. Соня достигла дна бездны, когда отправилась торговать своим телом, несмотря на свою набожность и религиозность, и после этого к ней пришло озарение. Неспроста каторжане полюбили Соню Мармеладову, а Раскольникова не приняли. Родион не сломал свои принципы, он переступил через другого и поэтому бездны не достиг. Он лишь убедился в ужасе и антигуманности своей теории. И он обречён мучиться до тех пор, пока в нём не произойдёт самоуничтожение, подобно Соне. Таким образом, Фёдор Михайлович ставит своих героев на путь истины через систему христианских ценностей. Ведь если обратиться к Библии, то Иисус Христос тоже пришёл к разбойникам и блудницам. Выходит, что, с точки зрения Достоевского, путь к счастью лежит через страдания. Ужасная мысль, с которой я категорически не согласен. Надеюсь, что и вы тоже. Вот теперь, после долгих рассуждений, я наконец могу вернуться к вопросу этой работы: «Кто такой Родион Раскольников — страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?». Принято считать, что у Родиона в романе есть два двойника — Лужин и Свидригайлов. Но мне кажется, что есть и третий, не совсем двойник, но тоже близкий по духу Раскольникову человек. Но к нему вернёмся позже. Говоря о Свидригайлове, я осознаю, что он на самом то деле при всей своей аморальности глубоко нравственный человек. Да, он много говорил о растлении малолетних и каялся в этом. Но он по факту не убил никого, в отличие от Родиона. Он отпустил свою жену, помог Дуне и детям Мармеладовым, то есть не переступил. Важно помнить, что он единственный, за исключением Сони, знал секрет Раскольникова, но никому не рассказал, потому что для него это нравственное преступление. И Порфирий Петрович знал о том, что Аркадий Свидригайлов в курсе дела. Поэтому Порфирий говорил Родиону: «У меня на вас есть одна махонька чёрточка. Так что я вас посажу-с, посажу-с непременно!». Вот только эта «махонька чёрточка» вскоре повесилась. А Порфирий Петрович и есть тот третий «не совсем двойник», о котором я писал ранее. Вы не задавались вопросом, почему он раскусил Родиона, хотя никаких улик по сути не имел? Всё дело в том, что он имел те же идеи, что и Раскольников, но не дошёл до дна. Эту мысль подтверждают его же собственные слова: «Я поконченный человек». Поэтому Порфирий Петрович уже не может спастись. Закончив рассуждения, которые, я надеюсь, вам были интересны, я отвечаю на вопрос этого сочинения. Родион Раскольников – безусловно страдалец за угнетённую часть человечества. Он возомнил себя Наполеоном, «право имеющим», но ему не удалось… Р. Девликамов Обновлено: Опубликовал(а): Девликамов Ренард Тимурович Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|