|
Верите ли Вы, что добро всегда победит зло? Проблема добра и зла в произведении «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михаил)Добро — это категория нравственного сознания, которая включает в себя нравственно-положительные поступки, ценности, которые благотворно влияют на того, кто их совершает, имеет. Часто оно ассоциируется с честностью, истиной. Зло же является «антагонизмом», противоположностью добра; оно характеризуется нравственно-отрицательными поступками и мотивами. Его соотносят с ложью, бесчестием, корыстью. В человеке неустанно ведется борьба этих двух граней нравственности. Но всегда ли добро побеждает зло? Обратимся к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». В литературных произведениях, где присутствуют мифологические, сверхъестественные мотивы, часто символом зла является Дьявол, Сатана. В романе Булгакова он есть в лице Воланда, вот только его образ не представляет собой злое начало — он является лишь наблюдателем всего злого, что происходит вокруг. По мнению автора, зло содержится в самом обществе, в людях, которые в нем находятся. Воланд изначально появляется в Москве, чтобы проверить, «изменились ли горожане внутренне». Для этого он устраивает представление в варьете, где пришедшие проверялись сперва на милосердие, когда Бенгальскому отрубают голову и предоставляют публике право выбора — поставить её на место или нет, а далее на алчность — людям давали бесплатные наряды, с неба падали деньги; в погоне за материальным они начинали бросаться друг на друга, чтобы взять побольше. После этого действия Воланд подводит итог: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца, обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...». С развитием общества потребности человека только растут, и им не существует конца; желание большего с каждым веком только прогрессирует и влечет за собой такие пороки, как алчность, жадность. Но они будут существовать всегда, ведь порочность, злое начало — также часть людской сущности, и оно может равносильно добру победить внутри человека при определенных обстоятельствах. Так, в проверке на милосердие доброе начало одержало верх над злым, а в проверке на алчность — наоборот. Мы рассмотрели ситуацию с группой людей, теперь обратимся к борьбе внутри одного конкретного человека. В ершалаимских главах «Мастера и Маргариты» наиболее ярким примером внутренних метаний человека между добром и злом представлен Понтий Пилат. Себя он называет «свирепым чудовищем», считает, что внутри него нет места ничего доброму, а когда Иешуа Га-Ноцри называет его «добрым человеком», прокуратор и вовсе чувствует себя оскорбленным. Однако в разговоре с бродячим мыслителем мы видим, как преображается Понтий Пилат – он сам чувствует, как хочет сделать что-то хорошее, нравственно-правильное для этого человека, помиловать его; в нём начинает проявляться то самое доброе начало. Однако стоит Га-Ноцри высказаться относительно власти, как прокуратор понимает, что сейчас его поступки также могут отразиться на его карьере — и тут проявляется злое начало в человеке. То, что эта история заканчивается казнью Иешуа, может свидетельствовать о том, что зло одержало верх; однако это лишь в мире «живом». В «потустороннем» в личности прокуратора чувство вины и осознанной неправильности случившегося все же приводят его к добру, поэтому он платится за свои поступки «двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то». Таким образом, можно говорить о том, что конечный итог борьбы доброго и злого начал никогда не будет определен — это как две чаши весов, которые постоянно колеблются; сперва чаша добра становится выше, затем — чаша зла. Таким образом, нельзя говорить о победе чего-то единого в целом. То, что одержит верх над человеком в определенный момент времени, — добро или зло, зависит от обстоятельств, в которых находится человек, от его приоритетов в жизни, ведь в каждой личности в равной степени содержится и злое, и доброе начала. Обновлено: Опубликовал(а): Galvatron Внимание! Спасибо за внимание.
|
|