Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ русской крестьянки в произведении «Бедная Лиза» (Карамзин Н. М.)

Если б люди могли читать в сердцах друг друга, было бы больше желающих спуститься, чем жаждущих возвыситься.

Жан-Жак Руссо «Исповедь».

Будучи человеком заинтересованным в становлении русской литературы и её развитии, я не могла пропустить такую главу её истории как сентиментализм и, конечно, самое известное произведение этого направления «Бедная Лиза» Карамзина. Главная героиня этого произведения — Лиза, стала одним из ключевых персонажей в истории русской литературы, но всё-таки отличается от остальных своей чистотой и бескорыстностью. И если другие знаковые женские персонажи такие как: Анна Каренина, Сонечка Мармеладова, Настасья Филипповна и Наташа Ростова понятны в плане их мотивов, мнений и поступков, то Лиза всегда была загадкой в моем мировосприятии.

Её образ оставлял приторный привкус и был слишком идеализирован его создателем. Я являюсь сторонником мнения, что каждая личность имеет свои изъяны и преимущества и что негативные мысли и эмоции иногда завладевают даже самыми хорошими людьми в минуты замешательства и горя. Лиза же предстала нам ангельски чистой и невинной, что обычно смущает отнюдь не такого невинного читателя. Но этому странному образцу нравственности есть свое объяснение и для этого надо обратиться к мировой истории.

Если проследить основные вехи мировой и русской литературы, то мы увидим, что каждое литературное направление есть откровение своего времени. Оно формирует мнения, продвигает идеи и покоряет сердца. И если в эпоху классицизма общество продвигало культ разума и идею предпочтения рационального эмоциональному, то сентиментализм и его деятели наоборот пробуждали чувственность и нравственность в читателях, пытались донести важность душевных качеств человека. Они считали, что каждый человек имеет свои переживания и свой внутренний мир, что важна лишь его душа, а его сословие и социальное положение не имеет значения. Именно эта идея уничтожения ступеней иерархии в мире нравственности и чувственности и подарила нам самое известное произведение русского сентиментализма «Бедную Лизу».

«Бедная Лиза» была написана Карамзиным в 1792 году и была крайне тепло воспринята обществом того времени. Она стала глотком свежего воздуха в очерствевшем и уже наскучившем мире классицизма, стало своеобразным «Вертером» Гете в русской литературе. Знакомый всем сюжет поднимал проблемы нравственности, сословного неравенства и несправедливости. Если раньше в произведениях классицизма мы видели только строго положительных и отрицательных героев и зло, которое всегда побеждает добро, то здесь счастливого конца не случилось, более того, показана вопиющая несправедливость нашего мира, а сам автор сочувствует всем персонажам, в том числе и Эрасту, который так бесчестно обошёлся с Лизой.

Сама Лиза показана нравственно чистой, наивной и романтичной натурой, не способной на обман и плохие поступки. Ей семнадцать лет, но она вместо того, чтобы счастливо проводить свои лучшие годы, «не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». Ее образ был призван показать духовность простой крестьянки, её переживания и мысли, заставить читателя переживать ей и донести мысль, что «и крестьянки любить умеют» как выразился сам автор. Конечно, как я уже сказала, образ Лизы как русской крестьянки слишком идеализирован и сказать, что он соответствует действительности, было бы если не неправдой, то лукавством. Но Карамзин и не преследовал цель показать крестьянок такими, какие они есть. Всё-таки это характерно больше для реалистов, появившихся значительно позже. Наоборот, Карамзин хотел изобразить Лизу невинной и нравственно чистой, показать на ее примере, что крестьяне тоже умеют любить и чувствовать. В первую очередь автор хотел стереть грань между сословиями и для этого сделал Лизу «ангелом во плоти», если можно так выразиться.

По Карамзину крестьянка- это милая и наивная девушка, способная на большие чувства, умеющая любить и плакать, сострадать и испытывать горе. Она не низший сорт, не невежа и не крикливая девка, а чуткая и скромная девушка, не хуже барышень из высшего общества. Она не очерствела и не огрубела под навалившимся грузом жизненных перипетий и вынуждена тяжело работать изо дня в день. Она способна на самую искреннюю и настоящую любовь, способна любить безответно и горячо. Эта крестьянка настолько чиста в помыслах своих, что даже при жестоком предательстве не способна желать никому зла. Она может перенести многие тяготы и невзгоды, кроме самого ужасного преступления- предательства и разбитого сердца.

К сожалению, эта крестьянка не может выйти замуж за своего любимого, не смотря на все свои качества и преимущества. Но могут разве сословия стать непреодолимой преградой для настоящей любви? И почему какое-то древнее разделение среди людей мешает искреннему счастью? Эти вопросы задавал Карамзин обществу через рассказ о судьбе Лизы. И разный социальный статус действительно тогда был настоящей бедой для влюбленных. Хотя в истории и литературе есть несколько примеров, где герои, попавшие в аналогичную ситуацию, находили выход. Например, Эраст, если бы по-настоящему любил Лизу, мог бы отказаться от своего положения в обществе и стать простым крестьянином, как собирался сделать герой рассказа А. С. Пушкина «Барышня-Крестьянка». Или он мог бы жениться на Лизе, наплевав на людские предрассудки, как поступил граф Николай Шереметев, женившись на Прасковье Жемчуговой. Так что, если бы Эраст действительно любил Лизу, он бы смог найти выход из положения. К сожалению, этого не произошло- Лиза была лишь временным увлечением и игрушкой для Эраста. Так что её наивность хоть и помогло достичь цели автора — вызвать сочувствие, самой Лизе, увы, не сыграло на руку.

Образ Лизы как русской крестьянки был как нельзя более подходящим и идеальным для задумки автора и его современников. Он не правдоподобен и является слишком выбеленным и гиперболизированным по отношению к настоящим крестьянкам. Реальных крестьянок жизнь заставляла становиться жестче и сильнее, они были грубыми и необразованными. Карамзин же в своем произведении показал нам скорее девушку из высшего света, переодетую в крестьянку. И то, что крестьянка может быть похожей на переодетую барышню — это настоящее откровение и смелый ход писателя, изменивший устои и правила классического литераторства и окончательно утвердивший сентиментализм как литературное направление, а его образ простой крестьянки стал знаковым и поворотным в обществе конца 18 века, в умах высших сословий, а также в сентиментализме и истории русской литературы в целом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.