|
Роль образа Сони Мармеладовой по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)Какую роль играет образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского "Преступление и наказание"? Почему она обладает именно этими, а не иными душевными качествами, чертами характера, и почему появляется на страницах романа именно в этот момент, момент мучительного для главного героя страдания? Соню можно считать и одной из "униженных и обездоленных" героинь романа, и героиней, на примере которой передаётся мысль о том, что пав физически, можно сохранить душевную чистоту. Однако главная её роль, по моему мнению, заключается в создании необходимого противовеса Родиону Раскольникову и его теории. Описание жизни Сони позволяет читателю понять её характер и мотивацию поступков со всей полнотой, а её появления носят особый, символический характер. Сонечка Мармеладова, будучи рождённой в довольно благополучной семье, теряет всё с появлением в их жизни нового человека, нервной, легко раздражающейся мачехи. Семён Мармеладов, отец Сони, когда-то достаточно уважаемый чиновник со стабильным положением в обществе, старается дать дочери хорошее образование, обучает её основам религиозной культуры, но, женившись из жалости на вдове попавшего под суд офицера, Катерине Ивановне, приобретает страсть к алкоголю и теряет работу, какое бы то ни было влияние и самоуважение. Вся юность Сонечки омрачается постоянными упрёками мачехи и ссорами с ней, волнениями о пьющем отце, практически потерявшем человеческий облик, заботами о трёх детях: Поленьке, Лидочке и Коленьке, для которых она является единственной опорой. И совершенно невозможным представляется для столь юной девушки, если учесть те условия, в которых она оказывается, зарабатывание честным трудом таких средств, чтобы обеспечить всю большую семью, поэтому Соня после сгоряча обронённой Катериной Ивановной фразы принимает отчаянное решение. Она идёт по жёлтому билету ради семьи, предаёт то, во что верит, переступает через свои идеалы и саму себя, жизнь свою кладёт на жертвенный алтарь, чтобы спасти тех, кого любит. В этом поступке её характер проявляется наиболее ярко. Сонечка в первую очередь жертвенна и считает это качество тем единственно важным, что приближает её к Богу. Жить ради ближнего — её главная заповедь. Соня религиозна и набожна, прекрасно образована в этой сфере, а то, что не может понять умом, она постигает сердцем — сердцем чутким, добрым и всепрощающим. Именно это позволяет ей не погрязнуть в пучине разврата, сохранить душевную чистоту, не потерять себя среди пошлости, что её окружает, обрести и сохранить надежду на спасение души. Одним из людей, благодаря которым вера Сонечки укрепляется ещё больше, является Родион Раскольников. Он оказывается нужным ей так же, как и она ему. Если для него она — последнее пристанище, последний человек, способный вынести приговор, прислушавшись к своему сердцу, последняя надежда для утопающего, уже самого не верящего в своё спасение, то он для неё — тот, кому можно и необходимо помочь, тот, в чьей душе осталось место для доброты, любви и искреннего раскаяния, нужно лишь открыть ему дорогу к вере. Сонечка — первая, кому Раскольников доверяет свою страшную тайну, ведь считает, что именно она похожа на него больше остальных. Он, убивший старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, думает, что Соня, став проституткой, убила саму себя. В его понимании она тоже преступила, поэтому способна отнестись к нему с особенным сочувствием. Однако не поэтому Соня понимает и принимает его раскаяние. Она руководствуется законами Божьими, может разглядеть в человеке истинную натуру, отделить его настоящие помыслы от идей, вызванных помутнением рассудка. В этом начало краха теории Раскольникова. Сама Соня не относится ни к одной категории людей теории, она не является ни "тварью дрожащей", ни той, кому дозволено преступить. Её можно назвать тварью Божьей, всех людей она признаёт братьями и сёстрами. Постепенно мы, как и сам главный герой, понимаем, что, несмотря на существующее сходство Раскольникова и Сони, между их судьбами существует главное, невероятно важное отличие. Совершив убийство, Раскольников нравственно погибает сам, ведь так он нарушает первую и, пожалуй, самую главную заповедь Господа. Сонечка Мармеладова, напротив, пав физически, лишь укрепляет свою веру, сохраняет душу светлой и незапятнанной. Только такая душа может спасти человека, уже не верящего в спасение души, и оттого не желающего спастись, только она может возродить его сердце для страдания в раскаянии и будущего счастья. Для Родиона Раскольникова Сонечка нравственная чистота Сонечки становится его совестью, его главной судьёй и спасением. Другие герои так же признают чистоту души Сони, и это позволяет им, порой непроизвольно, совершать несвойственные для них поступки. К Соне Мармеладовой приходит за помощью Катерина Ивановна, которая не может совладать с самой собой, а в девушке находит единственного доброго, честного, жертвенного человека, понимающего её и не осуждающего за все её грехи. Мармеладов обращается к ней, как к единственной родной дочери, считает её единственной надеждой для детей, Катерины Ивановны и для него самого, из-за слабости которого Сонечке и приходится взвалить на свои хрупкие плечи такую тяжёлую ношу. Раскольников, главный герой, обращается к ней в в минуту невероятных душевных метаний, понимает, что и эту ношу сможет она вынести, разделит с ним его горькую долю. Герой Лужина, в свою очередь, стремится опорочить героиню. Каким-то внутренним чутьём он видит исходящий от Сони свет, как от святой, и вынести присутствие этого всеобъемлющего света не может. В героине самые отъявленные грешники и подлецы находят спасение, хотя бы краткое успокоение души. Так, Свидригайлов отдаёт деньги на похороны Катерины Ивановны и на содержание детей-сирот, избавляя Сонечку от необходимости работы в публичном доме, и здесь никак не приходится думать о личных интересах героя. Это совершенно искренний порыв, и это то последнее, что он совершает перед самоубийством, не найдя ни в ком любви и сочувствия, будучи давно мёртвым внутри. Таким образом, Соня Мармеладова у Достоевского разрушает теорию Раскольникова. Героиня является символом очищения от греха через покаяние, страдание и возвращение к людям. Она оказывается единственным человеком, несущим свет и безграничную заботу в жизнь главного героя. Своим примером она даёт ему надежду на продолжение жизни. Любовь к Соне для героя — начало любви к Богу и то единственное, что спасает его от участи Свидригайлова, участи человека, чья душа обречена на вечные страдания. Соня олицетворяет главную идею автора, идею всепрощения и возрождения через страдание. Она — любимый герой Достоевского, ведь именно она доказывает, что, если человек предполагает, что имеет право наравне с Господом вершить судьбы людей, он нравственно погибает сам, не в силах совладать с самым строгим и справедливым судьёй, совестью. Обновлено: Опубликовал(а): Ксения Курилова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|