|
Проблема вещизма по тексту И.А. Ильина «Рюкзак» (Роковая вещь — этот рюкзак! Точнее говоря — чудовищная вещь!) (ЕГЭ по русскому)В предложенном для анализа тексте И.А. Ильин поднимает проблему вещизма. Именно над ней он и размышляет. Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека. Писатель раскрывает эту проблему на примере рассказчика, у которого был рюкзак для путешествий. Рассказчику этот рюкзак постоянно мешал: его было тяжело носить на себе, так как он был набит всем тем, чем только можно. Естественно, этот рюкзак мешал наслаждаться моментами путешествия: рассказчику казалось, что не рюкзак служит ему для помощи переноса необходимых вещей, а рюкзак командует рассказчиком, заставляя его, тяжелого, носить. Рассказчик стал искать причины того, как рюкзаку «удалось унизить до роли своего слуги», ведь это рассказчик укладывает рюкзак, а не рюкзак сам себя. Оказалось, что рюкзак достигал неимоверных размеров из-за страха «перед случайностями и опасностями путешествия. Ведь всё надо предусмотреть, чувствовать себя обеспеченным и снаряженным». Второй причиной было тщеславие: «Знать, что ты снаряжен, как настоящий альпинист. А если совсем доверительно, между нами, то я никогда не предпринимаю большие и трудные подъемы на горы. Я же ощущаю, что только тогда "по-настоящему путешествую", если выгляжу как "настоящий альпинист"». А также рассказчик считает, что мы сами виноваты появлению таких «рюкзаков»: постоянно пытаемся достичь как можно больше материальных благ, стремясь улучшить свой уровень жизни, но порой эти материальные блага становятся ее центром: «Сначала мы должны накопить, заработать; затем — сохранить, застраховать, следить. Никто из нас не хочет отставать от других: касается ли это меховой шубы, мотоцикла или ещё чего-либо. Хорошо! Однако как получается, что всё нажитое владеет нами, отягощает нас и ездит на нас верхом, становится нашим властелином и идолом?». Авторская позиция ясна: И.А. Ильин считает, что, уделяя слишком много внимания материальным ценностям — «рюкзакам», мы начинаем от них зависеть, то есть даем им власть, они начинают поглощать нас, и мы уже не обращаем внимание на «путешествие» — свою жизнь, возможность ею наслаждаться. Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что освобождение от зависимости от вещей начинается с себя, изнутри. Этого достаточно сложно добиться, но вещизм может навредить человеку: он может полностью свести на нет его внутренний мир, заставляя жить только материальными благами и не обращать на себя, происходящее вокруг и окружающих никакого внимания. Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Помещик Плюшкин — состоятельный, но невероятно скупой и запасливый помещик: живет как бедняк, питается сухарями и носит лохмотья. До смерти любимой жены Плюшкин был рачительным и богатым хозяином, трепетно воспитывал своих детей, но с ее смертью стал подозрительнее и скупее. После того, как старшая дочь сбежала и вышла замуж, сын проигрался в карты, а младшая умерла, душа Плюшкина окончательно ожесточилась: его имение превратилось в огромный склад, где все, сделанное трудом крестьян, портилось и никак не использовалось, при этом крестьяне ходили полуголодные и не смели взять ни крошки, а дом превратился в гигантскую свалку ненужных вещей, которые, как думал Плюшкин, еще могут сгодиться ему в хозяйстве. Своих детей Плюшкин проклял, никак не помогал им материально, не интересовался их судьбой. Его скупость и пристрастие к ненужным вещам вылились в зависимость от них, стали настоящим психическим расстройством. Другим примером является рассказ А.П. Чехова «Крыжовник». Николай Иванович Чимша-Гималайский всю жизнь мечтал о своей усадьбе, где непременно должен был расти крыжовник. Сначала Николай сидел в своей канцелярии, читал лишь «садовую» литературу и объявления в газетах о продаже имений, проводил время за построением планов и рисованием чертежей. Потом к сорока годам женился ради денег на богатой, но некрасивой вдове, морил ее голодом, ее деньги положил в банк на своё имя. Затем жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе имение, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Сам Николай остался доволен собой и думал, что совершал добрые дела, например, когда «лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой». Понятно, что мечта приобретения своей усадьбы с крыжовником во что бы то ни стало привела героя к нравственной деградации личности. Таким образом, можно сделать следующий вывод: проблема вещизма, особенно в наш век высоких технологий, по-прежнему остаётся актуальной и набирает новые обороты. В наших силах остановить её при помощи внутренней работы над собой. Обновлено: Опубликовал(а): ankhk Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|