Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему пьесу А. С. Грибоедова «Горе от ума» можно рассматривать как трагикомедию? (ЕГЭ по литературе)

Пьесу А. С. Грибоедова «Горе от ума» можно рассматривать как трагикомедию. Автор создаёт комический эффект за счёт несоответствия внутреннего и внешнего мира героев, поведения представителей «фамусовского» общества и введения в пьесу пародийного двойника главного героя. Однако, комическое в произведении приобретает трагический характер, что отражается в монологах Чацкого, который обличает косные взгляды московского общества, а также на судьбах лучших представителей своего поколения.

Грибоедов изображает персонажей и явления действительности в комическом свете. Такой эффект заключается в несоответствии формы и содержания, внешнего и внутреннего мира героев.

Так, автор вводит образ Скалозуба, недалекого человека, в речи которого преобладает военная лексика. Его претензия стать генералом кажется смешной, нелепой. Следующий комический прием раскрытия персонажей — описание их поведения. Фамусов своими поступками и действиями сам ставит себя в смешное положение. Он сначала заигрывает со своей служанкой Лизой, а затем говорит о себе, как о человеке, известном “своим монашеским поведением”. Грибоедов также вводит пародийного двойника Чацкого. Комический эффект вызывает попытка героя выглядеть передовым человеком.

Монологи Чацкого очень трагичны, они наполнены негодованием, герой переживает за судьбу России. В своем монологе «А судьи кто?» Чацкий говорит о том, что взгляды старшего поколения устарели: “Сужденья черпают из забытых газет / Времен Очаковских и покоренья Крыма”. Обвиняет московское дворянство в казнокрадстве, праздности. Он обличает самодурство дворян, от прихотей которых страдают крепостные: “Или вон тот еще, который для затей / На крепостной балет согнал на многих фурах / От матерей, отцов отторженных детей?!”.

Судьбы главных героев, Софьи и Чацкого, наполнены трагизмом. Эти герои-романтики являются лучшими представителями своего поколения. Образ Софьи неразрывно связан с сентиментализмом, на ее характер во многом повлияло чтение французских романов, которые подарили ей представление о прекрасном возлюбленном. Она находит в Молчалине свой идеал, ей нравится его робость: «Чудеснейшего свойства/ Он наконец: уступчив, скромен, тих. / В лице ни тени беспокойства…». Однако, она не заметила его отрицательных качеств, поэтому в финале пьесы девушка разочаровывается в своем возлюбленном, она обречена на порицание со стороны своего окружения. Чацкий, имеющий активную гражданскую позицию, прогрессивные взгляды сталкивается с косным фамусовским обществом. Герой-романтик терпит поражение: он отвержен, гоним московским дворянством. Лучшие представители своего поколения не выдерживают столкновения с реальной сложностью жизни.

Комические эпизоды, образы представителей фамусовского общества вместе с обвинительными монологами героя-романтика и судьбами Софьи и Чацкого дают основание называть пьесу трагикомедией.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.