|
Галерея помещиков в поэме «Мёртвые души» пример (ЕГЭ по литературе)Каждый персонаж поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» имеет свои особенности. Галерея помещиков показана здесь наиболее ярко, особое внимание уделяется их портретам и интерьерам домов. Нельзя сказать, что эти герои злые или плохие, они лишь пусты душой: «Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель помирился бы с ними всеми». Не зря помещики представлены в таком порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Каждый следующий персонаж всё более оторван от общества, чем предыдущие, они все представляют собой цепь деградации, где один хуже другого. И черты эти мы можем найти не только в их характерах, но и в портретных характеристиках. Первый литературный герой в этой галерее — Манилов. Он не кажется нам глупым, но есть в его описании черты, вызывающие антипатию. В первую очередь, раздражает в нём слащавость: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару», «имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их каждый раз, когда смеялся». Гоголь умело вызывает неприязнь читателя к Манилову одной, казалось бы, совсем незначительной чертой, но именно она ассоциируется с фальшивостью, а потому и неприятна нам. Следующей помещицей, к которой заезжает Чичиков, является Коробочка. При первой их встрече поздним вечером она предстаёт так: «вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро». Такой наряд вызывает сомнения, имеет ли значение для этой женщины то, в каком виде она выходит к людям. Однако так она была одета ночью, а потому это можно разумно объяснить, но вот, как она явилась Чичикову утром: «она была одета лучше нежели вчера, <...>, но на шее всё так же было навязано». Если Манилов был просто слащав, то коробочка продвигается дальше по пути деградации: она неаккуратна. Такой внешний вид говорит о том, что она не очень хорошо следит за собой, у неё другие интересы. Впоследствии мы увидим, что ее привлекает лишь еда и выгодная торговля, а до себя и своей внешности ей нет дела. На протяжении сюжета Чичиков навестит ещё трёх помещиков, и следующим будет Ноздрев: «молодцевато взъерошив свои черные густые волосы», «с полными румяными щеками», «свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с его лица». На первый взгляд, этот герой хорош собой, от него будто веет жизнью. Но на самом деле вся эта живость в его чертах является суетливой лихорадкой пустоты и пошлости. В этом мы видим его недостаток. Во внешности он скрывается за якобы положительными чертами, но из его поведения ясно, что, как и другие персонажи, он ограничен и пуст. Следующая портретная характеристика — Собакевича. «Медведь! Совершенный медведь!», лицо «крупное, широкое, как молдаванские тыквы» — пишет автор. Внешность этого героя кажется совсем простой: «есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила». Таким лицом является и Собакевич. Даже по внешним чертам он кажется читателю глупым. Гоголь говорит о нем: «казалось, в этом теле совсем не было души». Весь его сильный и крепкий внешний облик только покрывает внутреннюю пустоту и ограниченность. Последний персонаж в галерее помещиков — Плюшкин. Ему писатель уделяет особое внимание — даже рассказывает историю жизни. Кроме него такой чести удостаивается только Чичиков. Делается это, чтобы показать, как Плюшкин дошёл до такой жизни. ![]() Характеристика Плюшкина изобилует подробными описаниями внешности, потому что он в этом произведении — человек, выражающий крайнюю степень деградации. Он настолько потерян и оторван от общества, что теперь уже не похож на помещика и даже на мужчину. Глаза его выдают закрытость и желание спрятаться от мира. Его портрет вызывает одновременно сожаление и отвращение. Автор раскрывает его настолько подробно, чтобы показать, до чего может дойти человек, спускаясь по «лестнице» деградации. Таким образом, роль портретных характеристик в данном произведении состоит в том, чтобы показать, до чего может опуститься человек, и какие черты во внешности выдают его ограниченность. Внешность героев формирует у читателя мнение о персонажах, которое впоследствии подтверждается или опровергается на примерах его поступков, и это позволяет нам делать выводы о том, как связаны душа и облик человека. Обновлено: Опубликовал(а): Александра Елисеева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|