|
17.3. Особенности лирики Марины Ивановны Цветаевой (ЕГЭ по литературе)«Её своеобразный стих, полная внутренняя свобода, лирическая сила, неподдельная искренность и настоящая женственность настроений — качества, никогда ей не изменяющие» — писал Константин Бальмонт о Марине Цветаевой. Действительно, работы поэтессы впечатляют своей свободой, открытостью, необычностью ритмического строя. Как менялась жизнь поэтессы, так и особенности её лирики поддавались изменениям. Условно период творчества Цветаевой можно разделить на 3 этапа: детские, эмоциональные стихотворения, осознанные и серьёзные работы, и, наконец, лирика, полная горечи и разочарования. В зависимости от жизненных событий менялось творчество поэтессы. В 1915 году, когда Марине Цветаевой было всего 17 лет, она написала стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной», посвящённое М. А. Минцу. Анафора и повторы будто убеждают читателя, что лирическая героиня и правда рада, что они не вместе с любимым: «Мне нравится, что Вы больны не мной, / Мне нравится, что я больна не Вами». Однако в конце мы видим, как она благодарит возлюбленного, и одновременно жалеет о том, что он — не её: «За то, что вы больны — увы! — не мной, / За то, что я больна — увы! — не вами!». На примере этого стихотворения мы видим, что ранняя лирика Цветаевой имела печальный пафос, отличалась детской, наивной искренностью. В ней поэтесса запечатлела первую любовь и первое разочарование. Следующий этап в жизни и творчестве поэтессы начался с наступлением и последствиями Первой Мировой войны. Теперь Цветаева серьёзнее относится к поэзии, ее стихотворения приобретают большую осмысленность, хоть большинство из них и не связаны с войной напрямую. Так в 1918 году появляется стихотворение «Я — есмь. Ты — будешь...». Очевидны новые особенности формы и синтаксиса: автор использует тире, чтобы замедлить ритм. Теперь он становится грубее, чем в ранней лирике. Поэзия Цветаевой обретает черты символизма: «Нас десять лет, нас сто тысячелетий / Разъединяют». Форма стихотворения интересна своей неразрывностью с содержанием: конец предложения перенесён на отдельную строку. Цветаева пишет о разъединении и показывает его наглядно. Лексика также становится необычной: поэтесса использует архаизм «есмь», что придаёт стихотворению некую грубость, резкость, серьёзность. Несмотря на то, что темы лирики не меняются, раскрыты они глубже. Они получают новый вид, особенности композиции и синтаксиса, а сама Цветаева становится настоящим поэтом-символистом. В 1939 году арестованы муж поэтессы, Сергей Эфрон, и её дочь Ариадна. Жизнь женщины становится всё сложнее, мотив смерти прослеживается в её творчестве. Последним стихотворением Цветаевой становится «Я стол накрыл на шестерых...». Оно является ответом Тарковскому: он писал о людях, занимающих важное место в его жизни, но Цветаеву упомянуть забыл... Здесь мы наблюдаем полное отчаяние поэтессы, её мужа расстреляли в 1941 году, друзья забывают о ней, и кажется, что она никому не нужна. Мотив отчуждённости и печали становится постоянным в лирике 1939 - 1941 годов. В ней мы видим намёки на будущий поступок Цветаевой: в 1941 году, будучи в Елабуге, она повесилась. Таким образом, нельзя назвать особенностей поэзии Цветаевой, свойственных ей на протяжении всего творческого и жизненного пути: они менялись. Начиная с детской наивности и искренности, свойственным ранней лирике поэтессы, автор прошла взросление, приобрела особый стиль написания, но в итоге пришла к отчаянию и разочарованию в жизни, что отразилось в её последних стихотворениях. Обновлено: Опубликовал(а): Александра Елисеева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|