|
Вяч. Иванов «Александру Блоку» (Анализ стихотворения, стиха)Перед нами стихотворение поэта-символиста Вячеслава Иванова «Александру Блоку». На первый взгляд, лирический герой Иванова воспевает поэта и его творчество, он не просто восхваляет его, а любит: «...о мой любимый!». От прочтения на душе становится торжественно и радостно, ведь мы видим искреннюю похвалу великого поэта. Однако, на самом деле отношения Иванова и Блока не были так прекрасны, как нам кажется при прочтении. Стихотворение «Александру Блоку» стало неким прощанием: именно в 1912 году отношения между поэтами накалялись, несмотря на то, что ранее они были друзьями. Обменявшись посланиями (у Блока так же есть стихотворение «Вячеславу Иванову»), они разорвали общение. Намёк на конец их дружбы мы видим и в самом стихотворении: «Пусть вновь — не друг, о мой любимый! / Но братом буду я тебе».
Мы видим множество аллюзий. Что же стоит за ними? Каково их значение? Иванов обращается к Блоку: «Ты, Феба список снежноликий». Он сравнивает Блока с Богом поэзии — Фебом, тем самым обожествляя его и его творчество. Ещё одна аллюзия, ставящая поэта наравне с Божеством, содержится в строках «Ты повернул к родимым вьюгам / Гиперборейских лебедей!». Гипербореи, как известно, существа — близкие к Божеству, и Вячеслав Иванов этими строками вновь говорит о приближённости и Блока и его поэзии к Богам. О близости поэтов намекают строки «Затем, что оба Соловьёвым / Таинственно мы крещены». Поэт напоминает, что оба они — символисты, являющиеся последователями Владимира Соловьёва, и это связывает их.
Попытаемся проникнуть в суть стихотворения через поэтическое слово. Обратимся к тропам и фигурам. Метафоры и олицетворение в первой строфе оживляют природу, придают ей некую динамичность, несвойственную неживым объектам: «сердце живо». Фразеологизм «веки вечные» в 5 строфе подчёркивает неразрывность связи поэтов. В 1920 году они вновь встретятся, прочитают друг другу свои стихи, обнимутся и расстанутся навсегда, но все
равно они будут частью жизней друг друга, и эти строки подтверждают их связь. Особое внимание привлекают эпитеты: неологизм «снежноликий» может подчёркивать чистоту автора, он свеж и чист как недавно выпавший снег. Эпитет «родимым» в строфе о гиперборейских лебедях говорит о том, что божественные земли близки Блоку.
Интересна антитеза, проходящая через все произведение. Наиболее ярко она видна в цветописи: в первых строках мы видимо образ огня: «огненное», «костёр». Однако дальше цвет меняется на противоположный: «снежноликий», «ледяным», «синю», «темном». Знаменательно, что синий в поэзии Блока означал печаль и невозможность счастья. Из этого можно сделать вывод, что Иванов показывает, как больно терять друга, для него это горе. Об этом же говорит метафора «убрус положен на икону». Этими словами Иванов говорит о том, что человек, сравнимый для него с Богом, становится ему далёким, его, как икону, покрывает полотно, прячущее его лицо от некогда хорошего друга.
Звукопись стихотворении говорит о его восторженном пафосе. Мы находим аллитерацию в закономерном повторении звуков «з», «р», «л», все они звонкие, «живые». Также мы можем наблюдать ассонанс в повторении звука «о», которым будто воспевается творчество Александра Блока.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Мужская рифма чередуется с женской, преобладает перекрёстная рифмовка, и лишь в одной строке она опоясывающая. Рифмы точные, что создаёт четкий ритм. Риторические восклицания и вопросы завершают интонационный рисунок стихотворения.
Проанализировав отдельные уровни произведения, мы можем прийти к общему понимаю сути стихотворения. Оно — прощальное послание Блоку, и если сам Александр Александрович почти без волнения воспринимает разрыв общения, для Иванова этот период отзывается болью, которою он выражает и в цветописи, и в метафорах, и в антитезе. Однако, Вячеслав Иванов все равно
воспевает творчество Блока, будто гордится им, сравнивает поэта с великим Божеством. Хоть Иванов и теряет друга, он знает, что душевно они навсегда связаны, потому его печаль не переходит в отчаяние. Он переживает, но все ещё верит в своего бывшего друга, в его поэзию. Обновлено: Опубликовал(а): Александра Елисеева Внимание! Спасибо за внимание. |
|