Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ романа в стихах «Евгений Онегин» 1 часть (Пушкин А. С.)

1. Название

Автор называет произведение именем главного героя. В центре повествования жизнь Евгения Онегина: детство, взросление, поведение в обществе, внутренний мир.

2. История создания

Автор создавал произведение в течение 7 лет. Свою работу он постоянно откладывал, не мог завершить романа в поисках лучших условий, прерываемый новыми замыслами. Закончил Пушкин работу в Болдине в 1830 году во время «полного расцвета своего гения». По другой же версии у произведения экономический замысел. Пушкин издавал "Евгения Онегина" по главам, чтобы получить больше средств с их продажи.

Этот факт подтверждается предшествующим роману стихотворением "Разговор книгопродавца с поэтом". Однако нельзя отрицать, что Пушкин вложил в "Евгения Онегина" и духовный замысел. В каждом из героев есть черты автора. Все они менялись на протяжение 7 лет работы, равно как и сам Пушкин.

3. Направление

Писатель начал свое произведение будучи атеистом. Так с первых строк мы видим иронию над предсмертным состоянием дяди Онегина. События описаны максимально реалистично без описания внутренних переживаний героев. "Евгения Онегина" относят к реализму.

4. Жанр (роман в стихах)

От обычного романа произведение Пушкина отличает образ автора-повествователя, благодаря оценке которого читатель воспринимает события в романе. Автор отказывается от однозначной оценки своих героев.

5. Темы

А. С. Пушкин поднимает множество вопросов в "Евгении Онегине". Среди основных тем, помимо влияния светского общества, семьи, "лишнего человека", поднимаются глубоко-нравственные: темы любви и дружбы. Они раскрываются на примере судеб Татьяны и Онегина, Онегина и Ленского. Любовь молодых людей — неоднозначная, сложная — приводит к страданию обоих героев. Автор показывает, что именно через страдания друг о друге они многое понимают о себе и о мире. Тема дружбы раскрывается отношениях двух совершенно противоположных героев: Онегина и Ленского. Евгений — холоден, прям. Владимир — "С душою прямо геттингенской…", романтик, мечтатель. "От делать нечего друзья" в итоге стали врагами. Молодой Ленский убит Онегиным на дуэли. Трагический финал жизни молодого поэта говорит об обесценивании ценности дружбы в начале XIX века.

6. Проблемы

Среди проблем можно выделить проблему образования, что раскрывается в образе Евгения, его слуги Monsieur:

Monsieur, франзуз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил,

И в Летний сад гулять водил.

Евгений был не образован: "Ученый малый, но педант". Образ родителей в произведении не обрисован, отсутствует, что является важной деталью, говорящей о внутренней духовной составляющей Онегина — его воспитало светское общество. Такому герою некуда применить свои силы помимо общества, в котором он вырос. Евгению скучно "средь модных и старинных зал", он отторгается от общества, но не может построить счастья, найти своего места, так как заложенное воспитание заставляет героя прислушиваться к общественному мнению:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Именно эта черта в Евгении помешала ему предотвратить смерть Ленского. С помощью образа Онегина раскрывается проблема "лишнего человека", о которой Пушкин первый заговорил среди писателей. Образ "молодого повесы" является собирательным в отношении большей части молодежи того времени, в нем отражается настроение эпохи.

7. Идеи

Идеи автора соотносятся с темой "лишнего человека": незаурядные личности в пустом светском обществе обречены на несчастье. Одной из главных задач Пушкина было показать нравственный выбор между чувством и долгом. Идеал автора — Татьяна Ларина, помогла воплотить эту идею. Она не могла изменить мужу, несмотря на любовь к Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Цельный образ нравственно-чистой девушки и авторское отношение к ней подчеркивают идею о правильном выборе героини:

Меня стесняет сожаленье;

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!

8. Сюжет

Вначале произведения мы видим молодого Евгения (18 лет), скучающего среди общества. После смерти дяди он едет в деревню, где желает избавиться от скуки. Знакомство с Ленским и с семьей Лариных помогает раскрыть отношение Онегина к окружающему миру: он не разделяет взглядов Владимира, не понимает его увлечения Ольгой, дает всему резкую и реалистичную оценку. Между тем в "молодого повесу" влюбляется Татьяна, которой Ленский дает характеристику: «Да та, которая грустна/И молчалива, как Светлана». Татьяна отправляет письмо, в котором в самых искренних словах описывает свои чувства. Письмо трогает Евгения, но он объясняется в саду с Татьяной: «Супружество нам будет мукой.\Я, сколько ни любил бы вас\Привыкнув, разлюблю тотчас». Онегин "Свою постылую свободу/…потерять не захотел", как признается он после. Татьяна мало его интересовала. Онегин говорит о том, что хочет уберечь девушку от ошибок "Не всякий вас, как я, поймет" и наставляет ей учиться «властвовать собой». Евгений оставляет Татьяну в страданиях. Спустя время Ленский зовет друга на именины Татьяны, тот отказывает, но Владимир настаивает. Присутствие Онегина, его внимание дарят девушке надежду, что замечает Евгений. Ему скучно на вечере. Он хочет отомстить Ленскому, для чего танцует с Ольгой. Ветреная Ольга танцует лишь с Евгением, не отвечая на приглашения к танцам Ленского. Владимир не в силах стерпеть измену... (продолжение анализа во 2 части с тем же названием того же автора)

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.