Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ произведения «Капитанская дочка» 2 часть (Пушкин А. С.)

... искренно любил его, Савельич - "и денег, и белья, и дел моих рачитель" — говорит о нём Гринёв. Юноша не всегда вежлив к приставленному дядьке: "Я твой господин, а ты мой слуга", "А тебе советую не умничать, и делать то, что тебе приказывают". Тем не менее, читатель видит искренние чувства между дворянином и крестьянином.

Савельич искренно беспокоится о состоянии, деньгах, жизни барина. Он готов идти на унижения, не боится гнева Пугачёва. Пётр Гринёв не жалеет ничего для своего дядьки, все делит с ним. Отправившись на спасение Маши, он приказывает Савельичу оставаться в Оренбурге, чтобы сохранить жизнь.

Но Савельич проявляет стойкость и едет вместе с Петром. На примере поступков героев раскрывается тема любви между крепостным и дворянином. Пётр Гринёв проявляет себя как человек добрый, отзывчивый, он не позволяет унижать себя Пугачёву. Не позволяет унизить честь Маши Мироновой и идет на дуэль со Швабриным. Он готов жертвовать ради любви и для сохранения чести, даже когда на кону стоит собственная жизнь. Алексей Иванович Швабрин во многом противопоставлен Петру Гринёву. Но есть и схожие черты, которые способствовали сближению героев в начале романа. Швабрин дворянин из хорошей семьи, как и Гринёв. Он оказался в Белогорской крепости за убийство приятеля на шпагах: "Алексей Иваныч вот уже пятый год, как к нам переведен за смертоубийство". Он атеист, что также является важной художественной деталью, отмеченной автором. Швабрин идет против воли божьей, что характеризует его как отрицательного персонажа. Тем не менее, Швабрина можно назвать жертвой любви, ведь он сватается в свое время за Марью Ивановну, но получает отказ и вынашивает чувство на протяжении всего произведения. Он не может терпеть влюбленности Петра Гринёва, поначалу отталкивает его от Маши. Герой держит девушку в плену и пытается добиться её руки насильно. Попытки Швабрина неудачны. Он ищет пути к счастью ложным путем.

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна Мироновы — муж и жене. Домом и всеми делами крепости заправляет Василиса Егоровна. Она хорошая хозяйка, верная жена. В ней Пушкин отражает народный образ сильной и доброй женщины. Она любопытна, постоянно интересуется делами мужа. Иван Кузьмич не сопротивляется воли жены. Он добрый и бодрый "старик", честный и открытый человек с мягким характером. Иван Кузьмич плохой руководитель, не занимается всерьез своей должностью, но умирает за Екатерину II во время нашествия Пугачёва, за ним умирает и его жена, хранившая в себе чувство долга и преданности мужу.

Маша Миронова — их дочь — воспитана в строгости. Из "трусихи", которой нарекает ее мать в начале произведения, она вырастает в смелую девушку, готовую просить императрицу о милости к возлюбленному. Маша благородна, чувствительна, умна. Она естественна в своих чувствах. Героиня не может идти против воли своих чувств и быть вместе со Швабриным. Испытания, выпавшие на её долю, воспитали в девушке стойкость и мужество.

Образ Екатерины II воплощает милосердие. Автор описывает ее портрет: спокойствие, понимание в её чертах. Пушкин указывает на её письмо, в котором она просит освободить Петра Гринёва. Императрица оказывает милость Маше, так как знает, что это произведет положительное мнение о ней среди дворянства. Емельян Пугачёв, в отличие от Екатерины II, неоднозначный образ. "Человек в красном кафтане", жестокий убийца оказал немалое влияние на жизнь и судьбу главного героя. Несмотря на осознание своего зависимого положения, Гринёв не боялся Пугачёва и говорил ему: "Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку" "я присягал государыне императрице: тебе служить немогу", "моя воля: велят идти против тебя, пойду, делать нечего". Образ Пугачёва символизирует справедливость. Он видит в Петре Гринёве честного человека и не смеет казнить его. В своих же людях он видит опасность: "Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головой". Вокруг Пугачёва собирается большое число людей. Швабрин, ища лучшего положения, переходит на его сторону: "Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного и в казацком кафтане". Показаны масштабы влияния Пугачёва на народ. Его приближения боятся в Белогорской крепости. Пугачёва всё время окружают приспешники. Когда Пётр Гринёв встречается с ним на пути спасения Маши, люди Пугачёва советуют убить офицера. Но Пугачёв следует правилу "казнить так казнить, миловать так миловать", в чем так же проявляется его справедливость и милость к Петру. Между героями возникают отношения, похожие на отношения отца и сына. Пророческий сон Гринёва подтверждает это. В Петре Пугачёв видит хорошего, чистого человека. Расположение юноши к Емельяну, которого он при первой встрече назвал "братом", было бы велико, если бы не жестокость бунтовщика. На счету Пугачёва бесчисленные убийства. Тем не менее, между героями возникает некая связь, строящаяся на искренности, доброте друг к другу. Не случайно Пётр Гринёв ошибочно принимает Пугачёва за отца во сне.

10. Художественые средства

Среди художественных средств в произведении я бы выделила эпиграфы, как обращения к фольклорным мотивам. Также стоит выделить многообразие художественных деталей, дающих определенную интертекстуальность. Можно считать фамилии произведения говорящими, ведь Мироновы счастливо живут в миру до нашествия Пугачёва (Толстой бы обозначил их как героев "мира":). Фамилия Швабрина несет отрицательный смысл. Автор отмечает, что он человек без чести, готов унижаться, чтобы выйти из «неудобного» положения. Говорящие фамилии возвращают читателя к ценностям классицизма, которые также прослеживаются в произведении.

11. Термины, заслуживающие особого внимания

Среди терминов я бы хотела выделить "два мира в романе": дворянский, во главе которого стоит Екатерина II и народный, во главе которого стоит Пугачёв. Военный совет в Оренбурге дан сатирически. Повествователь показывает, что представители дворянства много обсуждают, но ничего не делают. Совет же Пугачёва — живое обсуждение, на котором принимаются серьезные решения. Но, в отличие от дворянства, люди Пугачёва необразованны. Также стоит выделить такой термин, как "роман", ведь Пушкин обозначил "Капитанскую дочку" как повесть. Жанр присвоен ему уже современными литературоведами, которые подчеркнули политематичность произведения, историческую основу и развитие героев, как основные признаки романа. Политематичность также стоит отнести к терминам, ведь "Капитанская дочка" богата темами. Эпиграфы — как термин, заслуживает отдельное место: в них раскрываются идеи автора.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.