|
Какие поэтические приемы сближают лирику Фета с музыкой? (ЕГЭ по литературе)«Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом», — говорил П. И. Чайковский об А. А. Фете. Его стихотворения, действительно, мелодичны, словно созданы по законам музыкальной гармонии. Трагическая любовь поэта к юной исполнительнице Марии Лазич, несомненно, отразилась на творчестве поэта. Лирика Фета и на уровне формы, и на уроне смысла пронизана звуками, мелодией, которые словно заполняют собой весь мир. «Музыкальность» произведениям придают безглагольные предложения, которые описываю звуки: пение или шорохи, смех или треск, бормотание или крик. В стихотворении «Я тебе ничего не скажу…» автор словно создает новый мир или, скорее, воссоздает наш. Поэт наполняет его светом, запахами и звуками: «солнце за рощу» заходит, «веет влагой ночной», «раскрываются тихо листы». Переживания лирического героя изображены на фоне гармонии природного мира. И душа героя является частью этого мира, мира, наполненного звуками: «я молча твержу», «я слышу, как сердце цветет», «я тебе ничего не скажу». Фет словно задействует органы чувств читателя. Это делает стихотворение объёмным. Но не только на уровне лексического значения слов произведения Фета можно сравнить с музыкой. Ритмические особенности, звуковые повторы, анафоры, эпифоры, использование аллитерации и ассонанса — всё это сближает лирику Фета с музыкой. В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» автор передает впечатления от пения, звуков рояля. «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали» — аллитерация, многократное использование звука «р» усиляет ощущение дрожи струн. Повторяя слово «любовь», автор акцентируют внимание на этом чувстве. Произведение написано длинными строками. Они звучат протяжно, даже «певуче». Поэт на разбивает стихотворение на строфы, каждая строка плавно перетекает в последующую, словно создавая единую мелодию.
Но формальные признаки не делают набор слов стихотворением, а набор звуков музыкой. Чувства и смысл, которые вкладывает автор в своё произведение, и делают его искусством. Границы между прозой и поэзией, поэзией и музыкой призрачны, едва различимы. Стихотворение «Ещё, ещё! Ах, сердце слышит…» наполнено переживаниями автора, его любовью к природе. Человеческие чувства сливаются с пробуждением окружающего мира. Лирический герой воодушевлен приходом весны, в его душе на миг поселяется ощущение единения с миром, поселяется чуждая людскому сердцу гармония. Это ли не гимн Миру? Не мелодия? Не музыка? Искусство принято делить на литературу, музыку, живопись, танец, архитектуру, но это такая же условность, как и деление живых организмов на различные царства. И грибы, и бактерии, и звери, и даже вирусы в природе сосуществуют вместе. Они живут, взаимодействую друг с другом, вступают в симбиоз, враждуют. Границы, их разделение — это нечто, искусственно созданное человеком. Может, пропасть между живописью и архитектурой, музыкой и литературой не столь велика? Пожалуй, её и вовсе нет. Появление схожих жанров в определенный промежуток времени в разных сферах, интерес людей одновременно к различным проявлениям искусства, а, что самое главное, сами Художники, Творцы доказывают это. И Афанасий Афанасьевич Фет один из них. Обновлено: Опубликовал(а): dorappp Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|