Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




5.2. Какова роль второстепенных героев в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Новикова 2024 3 вариант (ЕГЭ по литературе)

Второстепенные персонажи в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» играют важную идейно-смысловую роль в раскрытии характеров главных героев. Кроме того, эти действующие лица помогают создать яркую широкую картину российской действительности двадцатых годов девятнадцатого века. Не случайно роман называют «энциклопедией русской жизни». К второстепенным героям мы можем отнести отца и дядю Евгения Онегина, деревенских помещиков, родителей Татьяны, её няню Филипьевну.

В первой главе романа рассказывается об отце Евгения Онегина, который «служил отлично-благородно», «давал три бала ежегодно и промотался наконец».

Из этого мы делаем вывод, что отец Онегина был светским человеком, жил, не думая о будущем, не был практичным человеком и, разорившись, ничего не оставил в наследство сыну. Он не занимался воспитанием Евгения, перепоручив мальчика французу-гувернёру, который «учил его всему шутя», водил гулять в Летний сад, «слегка за шалости бранил». Такое поверхностное светское воспитание отрицательно сказалось на личности Онегина, его нравственном уровне. Мы видим, что второстепенный образ отца помогает раскрыть историю формирования личности героя, получить представление о его воспитании. Отец героя – типичный представитель светского общества, который вёл праздную жизнь, проводя свои дни в развлечениях. Сначала Онегин идёт по пути своего родителя, но через восемь лет однообразного бесполезного существования герой испытывает духовный кризис, его не удовлетворяет светская жизнь.

Картину деревенской жизни дополняет образ дяди Онегина. Мы узнаём, что помещик вёл пустую, бессодержательную жизнь, «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». Фразеологизм «мух давил» означает «увлекался горячительными напитками, пьянствовал». Две детали в описании интерьера дядиного дома ярко характеризуют его образ: «календарь осьмого года» и «наливок целый строй». О чём говорит календарь восьмого года? Если учесть, что Евгений едет к тяжелобольному дяде в деревню в 1820 году и находит его на столе, «как дань, готовую земле», то календарям уже двенадцать лет, это значит, что «старик, имея много дел, // В иные книги не глядел», то есть помещик ничего не читал, не развивался умственно, а только вёл хозяйство, на что указывает «тетрадь расхода». А строй наливок говорит сам за себя – дядя скучал и любил выпить.

Теперь рассмотрим второстепенных героев, связанных с образом Татьяны. Мать Татьяны в девичестве жила в Москве, была влюблена в военного, «славного франта, игрока и гвардии сержанта», видя в нём книжный образ французского персонажа Грандисона. Мать Татьяны сама не читала французских романов, но о героях Ричардсона ей рассказывала кузина Алина. Мать Татьяны выдали замуж за Дмитрия Ларина, «не спросясь её совета». Сначала девушка «рвалась и плакала», а затем привыкла, открыла чудодейственный способ, как управлять мужем. Автор с иронией отмечает: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». На первый взгляд, кажется, что Татьяна повторяет судьбу матери: она тоже выходит замуж без любви, только лишь потому что её со слезами умоляла мать пойти под венец с генералом. Но разница заключается в том, что Татьяна сохранила цельность своей натуры, богатство души.

Важную роль в воспитании Татьяны сыграла няня, «седая Филипьевна», именно с ней у идеальной героини были более близкие и доверительные отношения. Она любила слушать зимой страшные рассказы. Няне Татьяна доверила тайну, рассказав, что она влюблена. Но няня была недогадлива, она не знала, что такое любовь, ей было тринадцать лет, когда её сосватали, а её Ване было и того меньше. Народность характера Татьяны можно объяснить её душевной близостью с няней.

Таким образом, второстепенные персонажи очень важны для создания целостной художественной картины российской действительности первой четверти девятнадцатого века. Кроме того, с помощью сопоставления и антитезы можно лучше понять обстоятельства, сформировавшие характер главных героев.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.