|
На чём сосредотачивают внимание писатели второй половины XX века, изображая человека на войне? (ЕГЭ по литературе)Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» назвал войну «самым гадким делом в жизни». И с этим утверждением классика трудно не согласиться. Но, к сожалению, история России, словно вехами, отмечена именно военными событиями. Только XX век вбирает в себя две мировые и гражданскую войну, затем были афганские и чеченские войны, а также бесчисленные локальные конфликты. Писатели не могут не обратиться к осмыслению этого сложного жизненного материала. Особенно часто объектом изображения авторов, творивших во второй половине XX века, становилась Великая Отечественная война, очевидно, потому, что в нашей стране сложно найти семью, в которой это историческое событие не оставило трагического следа. С течением времени подход к изображению Великой Отечественной войны изменялся. впервые послевоенные десятилетия, когда произведения нередко создавались писателями-фронтовиками, авторы стремились запечатлеть свой жизненный опыт, сказать свою правду о войне. В этом случае часто изображались события локальные, однако они становились поводом для постановки серьёзных психологических, социальных и философских проблем. Например, в повести К. Д. Воробьёва «Убиты под Москвой» главный герой, Алексей Ястребов, вспоминает свой первый бой с немцами. Тогда, в 1941 году, он в составе роты кремлёвских курсантов, необученных юнцов, вооружённых лишь винтовками устаревшей модели и бутылками с зажигательной смесью, должен был дать отпор немецким танковым дивизиям, наступающим на Москву. Конечно, защита столицы — великая цель, но всё равно возникает вопрос, насколько мудро и целесообразно было приносить в жертву эти юные жизни. Впрочем, герой, как юный, так и повзрослевший, вспоминающий этот бой, не оспаривает и не обличает приказы командования. Его внимание сосредоточено на анализе психологического состояния человека, впервые оказавшегося на поле боя, с долей мягкой иронии он описывает недоумение кремлёвских курсантов, которые представляли фронт как полосу укреплений, а оказалось, что это чистое поле, где им самим предстоит окопаться перед боем. Алексей Ястребов вспоминает и пережитые им страх и отвращение, когда в рукопашной ему впервые пришлось убить немца. Всё это позволяет автору показать, что война противоестественна человеку, его природе. Казалось бы, главный герой и его товарищи не успели совершить ничего героического. Более того, автор показывает, что даже на войне, даже будучи патриотом, человек испытывает естественное желание сохранить свою жизнь. Алексей Ястребов, например, сам сравнивает себя с зайцем, который, петляя, пытается убежать от охотника, когда на него, практически безоружного, надвигаются фашистские танки. Когда герою посчастливилось поджечь один из танков бутылкой с бензином, брошенной от отчаяния, практически наугад, он понимает главное: враг тоже смертен. Именно в этот момент Ястребов превращается в настоящего солдата, приобретает некую уверенность в своих силах. Стремление к глубокому психологическому и философскому анализу в военной прозе усиливается по мере того, как Великая Отечественная война всё более становится историей. Например, в повести В. В. Быкова «Сотников» центральной является проблема героизма и предательства. Ведь он мог отказаться идти в село добывать пропитание, как это сделали до него другие партизаны, но ему свойственно твёрдое представление о долге, ответственности. Когда же Сотников и Рыбак оказываются в плену, они и вовсе меняются ролями: оказалось, Что совсем не героический интеллигент способен выдержать любые допросы, тогда как крепкий крестьянин быстро ломается. Автору важно показать, что душевные сила и стойкость далеко не всегда проявляются во внешнем облике человека. Более того, те поступки героя, которые очевидны для всех, не каждый раз создают его истинный психологический портрет. Так, староста Пётр, которого Сотников стыдит за то, что тот прислуживает немцам, как выяснилось, согласился занять этот пост, чтобы иметь возможность хоть как-то защищать своих односельчан. Он способен на скрытое противостояние режиму: например, прятал в своём доме девочку-еврейку. Философичность повести В. В. Быкова проявляется и В стремлении выявить причины, которые одного толкнули на путь предательства, а второго сделали героем, хотя находятся они в равных условиях. В поисках этих причин автор обращается к прошлому персонажей своей повести. Так, Сотников вспоминает, как отец учил его отвечать за свои поступки, и этот урок он запомнил на всю жизнь. Кроме того, когда ему особенно сложно, он погружается в воспоминания о прочитанных книгах, отвлекаясь от безысходной ситуации. Жизненный же опыт Рыбака научил его выполнять приказы, поэтому ему так сложно противостоять полицаям, которые требуют рассказать, где базируется партизанский отряд. Автор показывает, что путь предательства это не единственное неверное решение, а цепь «шажков» к нравственному падению: сначала Обновлено: Опубликовал(а): Островская Дария Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|