|
«Деятельность человека не дана природой полностью, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе» (П. С. Гуревич) (ЕГЭ обществознание)В своём высказывании Гуревич раскрывает идеи сущности деятельности, соотношения природного и социального в ней, а также значения природы в деятельности человека. По мнению автора, биологическая сущность человека не связана напрямую с деятельностью, но косвенно дает ей начало. Я согласна с автором цитаты, ведь природа вкладывает в человека некоторые отличные от животных особенности, которые в свою очередь являются причиной возникновения деятельности. Кроме этого, природа одновременно является условием совершения деятельности, ведь именно на ее преобразование направлена данная активность человека. Гуревич выделяет понятие деятельности как ключевое. Деятельность — это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе. Автор фразы связывает понятия деятельности и природы. Природа — это естественная среда окружения человека, существующая наряду с социальной средой. В свою очередь человек — это целостное биопсихосоциальное существо, организм в ряду других организмов (представитель вида Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса. Именно природа вложила в человека биологическую сущность: наличие инстинктов, анатомию, физиологию и т. д. Но важнейшей биологической особенностью человека является его мозг, обладающий разумом и этим отличающий людей от животных. Именно благодаря разуму человек способен к сознательному и целенаправленному преобразованию окружающей среды — к деятельности. Однако, она базируется не только на биологической сущности человека, но и на социальной. Ведь развитие человеческого общества приводит и к развитию культуры, что усложняет способы и формы деятельности людей, включающей в себя как биологические, так и духовные цели деятельности. Именно наличие социальной природы человеческой деятельности позволяет говорить о том, что деятельность не дана природой всецело. Более того, природа имеет и другое значение для деятельности человека, ведь данная его активность направлена на создание необходимых благ. Природа, являясь средой обитания людей, подвергается преобразованию ими. Она предоставляет человеку основу для деятельности — пространство, из которого возможно добывать необходимые ресурсы. Но одно лишь наличие природы как источника ресурсов не ограничивает деятельность людей, так как последняя включает в себя и духовную деятельность, не связанную с материальными объектами деятельности. Это означает, что природа не может полностью удовлетворить возможные потребности человека, а следовательно, несомненно есть другая причина, сформировавшая человеческую деятельность. Таким образом, природа является только одной из причин возникновения деятельности и поддерживающим её существование фактором, но не единственным началом данной активности человека. Чтобы доказать, что природа — это лишь одна из основ появления деятельности, я приведу пример из знаний в области биологии. Например, бобрам присуща постройка плотин. Эта активность животных не может быть названа деятельностью. Несмотря на то, что она заложена биологически, она не имеет социальной сущности, ведь она нацелена на удовлетворение лишь биологических потребностей бобров: в целях защиты от хищников и с целью облегчения добычи пищи в зимний период. Бобры не имеют разума и не могут мыслить творчески с целью построить себе уютное место обитания, как могут люди. Это доказывает, что деятельность людей не может основываться только на природном начале, а обязательно включает в себя и социальный фактор. Я приведу другой пример из своего опыта. Ежедневно я испытываю потребность в знаниях и с удовольствием узнаю новую информацию. Я удовлетворяю данную потребность с помощью учения, что, как известно, является одним из видов деятельности. Я способна к деятельности благодаря наличию разума — природного результата. Но учение как деятельность направлено не на преобразование природы, а является результатом развития человечества и его культуры, то есть имеет социальное начало. Данный пример еще раз доказывает, что природа — это не единственная причина появления человеческой деятельности. Подводя итог, я хочу подчеркнуть, что природа, являясь биологической сущностью человека и естественной средой его обитания, связана с появлением и существованием его деятельности. Тем не менее, ещё и социальная сущность человека является важной составляющей его деятельности. Обновлено: Опубликовал(а): Полина Лысенко Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|