Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Отличие человека от других живых существ (Сочинение на свободную тему)

Уже само слово "человек" содержит, как пишет Макс Шелер, коварную двусмысленность. С одной стороны, оно указывает на особые морфологические признаки, которыми человек обладает как вид Homo sapiens, род гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих. С другой стороны, то же самое слово "человек" обозначает в обыденном языке всех культурных народов нечто совершенно иное, предельно противоположное понятию "животное".

Основные морфологические и генетические различия: вертикальное положение человека, иное функционирование рук и ног, особая форма черепа и позвоночника, отсутствие сплошного волосяного покрова. Но вместе с тем анатомия и физиология человека в значительной степени сходны с анатомией и физиологией других млекопитающих, особенно высших обезьян — шимпанзе, гориллы, орангутанга. Сходство ядерных генов у человека и шимпанзе составляет 98,2%. Так что всё биологическое различие человека от них держится всего лишь на 1,8% проценте.

Вместе с тем, в биологической природе не заложена неизбежность обладания им подлинно человеческих качеств. Подтверждением этому служат известные примеры того, что дети, выросшие вне общества, так и не смогли стать полноценными людьми.

Каковы же подлинно человеческие качества, отличающие его от животных? Современные исследования говорят о том, что высшие животные имеют сходные с человеческими органы восприятия, переживают эмоции. Животные удерживают в памяти образы, полученные через органы чувств, способны связывать их между собой и приобретать таким образом новые навыки. Наблюдения за обезьянами позволили ученым утверждать о наличии у животных интеллекта.

Но если животному присущи и сознание, и интеллект, то отличается ли вообще человек от животного не просто по степени развития этих способностей, а качественно? Да, человек обладает абстрактным мышлением, животное — лишь практическим мышлением. У животных (по крайней мере, у высших животных), в отличие от растения имеется сознание, но у него, как заметил уже Лейбниц, нет самосознания. Разумеется, животное знает, но оно безусловно не знает о своем знании. Человека же отличает наличие самосознания или рефлексии.

Человек отличается от других существ тем, что он является личностью. Животное не выделяет себя из среды, в которой оно живёт. Человек же может дистанцироваться от самого себя, посмотреть на себя со стороны. Человек как личность, в отличие от животного, определяет свое отношение к ситуации, в которой он оказался, к миру, в котором он живёт, даже к собственной природе — к своим потребностям, характеру, внешности, полу.

Животное привязано к жизненной действительности, никогда не познавая её предметно. Человек же благодаря способности дистанцирования может построить объективную картину мира, которая отражает мир таким как есть, независимо от его чувств, потребностей и состояний.

Человек как рефлексирующее существо создает новый мир — мир культуры, мир фантазии, вымысла, философии, литературы, математики, логики. Эта область реальности, в которой мы развиваемся, закрыта перед животным, оно не может туда вступить. Это не простое изменение степени, а изменение природы и сущности.

Практически во всех культурах встречает мотив незавершенности человека, необходимости его «доделывания». Дело в том, что поведение животного определяется инстинктами, которые заданы генами. Животное рождается на свет, будучи наделённым богатым набором инстинктов, которые обеспечивают заранее и даже с запасом его приспособленность к среде обитания. Чем выше организовано животное, тем более гибким, пластичным является его поведение. У высших приматов можно даже наблюдать определенный уровень интеллекта — использование мышления для достижения желаемых целей. Т. е. животное способно выйти за пределы своих инстинктов, но всё же в основном жизнь животного подчиняется биологическим законам. Можно сказать, что животное с самого начала получает свою сущность в законченном виде. Человека же природа помещает в мир незавершённым — его инстинкты ограничены, его непосредственная приспособленность к среде обитания снижена. Но вопреки этому человек оказывается в состоянии существовать и даже расширять границы своего существования. Поведение человека гораздо более вариативно. Он может вести себя "по мерке любого вида", как отметил К. Маркс.

Наконец, животное само приспосабливается к среде, человек же преобразует среду под свои потребности. За 15 миллионов лет, прошедших с появления на Земле антропоидов (человекообразных обезьян), они не предприняли ни малейшей попытки улучшить условия жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.