|
«Некоторые неписанные законы тверже всех писанных» (ЕГЭ обществознание)Сенека в предложенном мне высказывании говорит об отличительных особенностях морали. Он считает, что моральные нормы зачастую соблюдаются лучше людьми, чем правовые. Приведу теоретические положения. Взаимодействия между людьми регулируются определенными социальными нормами (правила поведения, регулирующие общественные отношения, установленные в обществе и устанавливающие допустимые границы поведения). Существуют следующие основные виды социальных норм: обычаи и традиции (стереотипные способы поведения, воспроизводимые в обществе и привычные для его членов), моральные нормы, правовые нормы, религиозные и корпоративные. Нормы морали — установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения людей с позиции добра и зла, нравственности и чести. Правовые нормы — общеобязательные, формально определенные и санкционированные государством правила поведения, за несоблюдение которых наступает юридическая ответственность. Приведу различия между правовыми и моральными нормами. Во-первых, моральные нормы содержатся в общественном сознании и выражаются в общественном мнении, а нормы права устанавливаются государством и фиксируются в юридических актах. Во-вторых, первые исполняются в силу привычки, их выполнение необязательно, а вторые обязательны для исполнения. И, в-третьих, нормы морали реализуются благодаря совести, общественному мнению, а вот нормы права реализуются силой государственного принуждения. Но почему же тогда несмотря на то, что моральные нормы необязательны для соблюдения, они соблюдаются в обществе лучше, чем правовые, о чем и говорит Сенека. Мне кажется, потому что моральные нормы исполняются в силу внутренних побуждений, а именно совести, долга, чести. Чтобы доказать это, смоделирую ситуацию. Допустим, что гражданин Н., вечером возвращаясь с работы, стал свидетелем того, что к хрупкой девушке пристал мужчина, который пытался снять с девушки золотые украшения, забрать кошелёк. Поэтому гражданин Н., посчитав своим долгом помочь девушке, начал избивать правонарушителя. Это привело к тому, что нападающий на девушку оказался в больнице с сотрясением мозга, тяжелыми побоями и несколькими переломами, за что гражданин Н. понёс уголовную ответственность. Этот пример показывает, что несмотря на то, что гражданин Н., осознавая, что нарушает «писанные» законы, решил соблюсти «неписанные», т. е. нормы морали, что доказывает слова Сенеки. Также мне кажется, что нормы морали соблюдаются лучше норм права, потому что за их несоблюдение общество начинает порицать того, кто их нарушил. А как мне кажется, общественное порицание иногда может быть опаснее для человека, чем юридическая ответственность. Приведу пример из своей жизни. Я узнала, что мой сосед, Иван Петрович, развелся с супругой, бросил её с двумя несовершеннолетними детьми, уехав в другой город, и не платил алименты, хотя по закону должен был. После его поступка друзья, родители и родственники перестали с ними общаться и помогать ему, так как знали, что его супруге приходилось без материальной помощи очень трудно. Также коллеги, узнав о его низкоморальном поступке, перестали ходить с ним вместе отдыхать. Поэтому Иван Петрович, не выдержав общественного осуждения и собственных угрызений совести, начал ежемесячно материально помогать своей супруге, переводя ей алименты, а также раз в неделю забирая детей на выходные, чтобы его бывшая супруга смогла отдохнуть. Это доказывает, что общественное порицание как одна из форм социальных санкций морали, а не нормы права, позволило осознать Ивану Петровичу, что он поступил низко и помогло ему исправить ситуацию. Это опять же подтверждает слова Сенеки. Таким образом, очень часто неписанные законы исполняются лучше писанных в силу внутренних побуждений, общественного мнения. Обновлено: Опубликовал(а): dafad Внимание! Спасибо за внимание.
|
|