|
Нравственная оценка революции по Ф. А. Искандеру (ЕГЭ по русскому)Среди путей развития, по которому может пойти общество, выделяют два основных: эволюционный и революционный. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, эволюция обеспечивает стабильное, постепенное развитие, с другой — этот процесс занимает сотни, а то и тысячи лет. Революция же по определению означает резкий и коренной переворот общественной жизни. Насильственный переворот. Так каким же путём следует развиваться человечеству? Над этим вопросом предлагает задуматься Ф. А. Искандер, роднимая в своём тексте проблему нравственной оценки революции.
Приглашая к размышлениям, автор рассказывает читателю о жизни Ф. М. Достоевского. Жизнь великого русского писателя кардинально изменилась после эшафота, который Николай | отменил. Задаваясь вопросом о мыслях Достоевского в ожидании казни, Искандер показывает читателю несостоятельность самой идеи революции: "неудачная революция приводит людей к эшафоту", но "удачная революция приводит к эшафоту тех, кого свергает она". Давая собственную оценку насильственных переворотов, поэт старается убедить читателей, что революция — "это путь в сторону от жизни". Писатель отождествляет её с яростью слепого, явственно давая нам понять, что люди должны сделать всё, чтобы удержаться от "соблазна" революции.
Позиция автора понятна каждому: общество не должно развиваться революционным путём, ведь его методы влекут за собой смерть многих ни в чем не повинных людей.
С мнением Ф. Искандера невозможно не согласиться. Действительно, революция — кровавый путь, который человечеству нельзя выбирать.
Она подобна урагану, который сносит на своём пути всё и всех, не разбираясь, кто прав, а кто виноват. На подобные мысли наводит меня крестьянский бунт, описанный А. С. Пушкиным в историческом романе "Капитанская дочка". Возглавляемое Пугачёвым, восстание с каждым днём набирало всё большие и большие обороты. В конце концов люди начали понимать, что им не победить и что каждого ждёт расправа за измену Родине и убийства своих соотечественников, но были уже не в силах остановить жестокую и беспощадную машину революции. Тогда восставшие пошли на предательство не только своего предводителя, но и собственных идей, за которые не так давно боролись.
Сейчас, в мирное время, нам трудно представить себе, на что способны люди, движимые идеями революции. Подчас даже любовь не может примирить враждующие стороны. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить рассказ Бориса Лавринёва "Сорок первый". В ходе гражданской войны, к которой привела революция тысяча девятьсот семнадцатого года, брат шёл на брата, и люди не отказывались от своих убеждений даже ради любви. Так, Марютка, ожесточенная войной, выполнила поручение своего командира и не сдала Говоруху-Отрока живым. Девушку не остановила даже их взаимная любовь и готовность молодого человека поменять ради неё свои убеждения в пользу мирной жизни.
Таким образом, революция ведёт к напрасной гибели сотен мирных жителей. Нельзя допустить, чтобы общество выбрало такой кровавый путь развития. Обновлено: Опубликовал(а): hellvrn Внимание! Спасибо за внимание.
|
|