Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как в этом эпизоде проявляется внутренняя противоречивость Лопахина? (ЕГЭ по литературе)

8 из 16
Оценка эксперта внизу

8. Ермолай Лопахин — один из центральных образов комедии А. П. Чехова "Вишнёвый сад". Это довольно богатый предприимчивый купец, несмотря на то, что он сын простого крепостного. По сюжету пьесы он становится новым владельцем того самого имения, в котором некогда работал его отец и тем самым проявляется его бунт против прошлого, когда он и сам был простым мужиком. Хотя он был в хороших отношениях с Любовью Раневской, которой принадлежало имение и с ней у него связаны тёплые воспоминания, Лопахин приобретает имение и уничтожает сад, который был так дорог бывшей хозяйке. Дело в том, что образ Лопахина крайне неоднозначен и противоречив. Став богатым он стремится стереть грань между ним и дворянами, он ходит в "белой жилетке, жёлтых башмаках", "с книгой в руке".

Ему врезалась в память фраза, сказанная Раневской много лет назад «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживёт...». Вспоминая этот эпизод из своего детства, он сначала отмечает доброту Раневской, он помнит ее как сейчас, "молоденькая, такая худенькая". Но позже он заостряет внимание на слове "мужичок", которое было обращено к нему, Лопахину будто бы не нравится подобное определение " Мужичок... Отец мой, правда, мужик был, а я...". Немного подумав он признаёт, что " только вот...денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком...", даже читая книгу он на самом деле "ничего не понял" и заснул. То есть Лопахин понимает, что несмотря на своё богатство, он остался все тем же простым мужиком. Но вот, спустя пару реплик он уже отчитывает Дуняшу за то, что она причёсана и одета "как барышня" и наставляет " Так нельзя. Надо себя помнить".

Таким образом, в данной сцене проявляется внутренняя двойственность и противоречивость Лопахина.

9. Предприимчивым человеком можно назвать того, кто своим умом и трудом смог продвинуться по карьерной лестнице, повысить свой статус или добился других успехов своими стараниями. В отечественной литературе таких людей можно увидеть в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад", в романе Гончарова "Обломов" и поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души".

В романе "Обломов" деятельным человеком является Андрей Штольц, хорошо образованный и полагающийся на себя человек. В отличие от своего друга Ильи Обломова, этот человек не имеет ни одной свободной минуты, он всегда занят работой. Чтобы его дела процветали, он поддерживает связь с влиятельными людьми, ездит за границу, всегда открыт для чего-то нового и неизвестного. В результате этого у него нет финансовых трудностей, несмотря на то, что ему ничего не досталось от родителей. То, что дал ему отец - это воспитание. Андрей с детства был активным и работоспособным. Именно это помогло ему вырасти деятельным и предприимчивым. Этот герой схож с Лопахиным, который тоже заработал своё состояние сам, ему тоже ничего не досталось от родителей. Но Штольц никогда не бедствовал и получил хорошее образование, а Лопахин был сыном крепостного и хоть и смог попасть в высшее общество, так и остался мужиком.

В поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" автор изображает персонажа, подобного Лопахину — это Павел Иванович Чичиков. Всю жизнь он стремился обогатиться и приумножить свои сбережения. Он старался, работал, делал все, чтобы достичь своей цели. Когда ему в голову пришла афера с покупкой мертвых душ, он сразу же поехал в город N, без промедления разузнал какие помещики в городе и смог договориться о сделке с каждым. Он на сидел без дела: он ездил к помещикам, заводил полезные знакомства и не затягивал с оформлением купчей. Как и герою "Вишневого сада", Чичикова удалось разбогатеть. Его отличие от Лопахина в том, что его деятельность была направлена лишь на получение прибыли, причём для этого он был даже готов действовать незаконно.

Так в разных произведениях отечественной классики были изображены предприимчивые люди. Проанализировав их, можно сказать, что у всех героев были разные цели и средства их деятельности.

Обновлено:
Опубликовал(а):
Оценка эксперта:

Задание 8

К1 – 1 балл.

Ответ содержательно соотнесён с заданием, однако экзаменуемый в выводе не обобщает вышесказанное.



Пример того, как можно было бы это сделать: внутренняя противоречивость Ермолая Лопахина заключается в несоответствии его внешнего вида, поведения (чтение, чистая одежда, укор прислуги) с мыслями, речью (наличие грубой лексики «свиное рыло», «выпишви»), которые герой высказывает в своём монологе.



К2 – 1 балл.

Текст произведения привлекается для аргументации: экзаменуемый использует цитаты, опирается на сюжет произведения, однако, исходя из системы оценивания, если по критерию К1 «Соответствие ответа заданию» ставится 1 балл, то по критерию К2 «Привлечение текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла.



К3 – 0 баллов

«...которой принадлежало имение и с ней у него связаны тёплые воспоминания, Лопахин приобретает имение...» – тавтология, речевая ошибка.



«...он сначала отмечает доброту Раневской, он помнит ее как сейчас...» (описание качеств характера и внешности перечислены через запятую, хотя не являются равнозначными) – нарушение лексической сочетаемости.



«Сын простого крестьянина» – пример неточного словоупотребления; в данном случае уместнее было бы сказать не «простого», а «бедного».



«Бунт против прошлого» – это несогласие, неприемлемость, однако, экзаменуемый отмечает, что Лопахин не отрицает, что он «мужик мужиком. Герой сам осознаёт этот факт и единственное, что позволяет ему высказаться с укором в адрес Дуняши – это наличие финансового достатка. Без денег, с ними ли – душевная сущность его не меняется, лишь положение в обществе.

Таким образом, поведение героя – это не бунт, это желание казаться и быть тем, кем он по натуре не является (логическая ошибка).



Задание 9

К1–1 балл

Произведение поверхностно и формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа.



К2– 2 балла. Произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа



К3– 3 балла. Привлекаются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения привлекается на уровне анализа, а текст другого – на уровне пересказа, общих рассуждений + допущена одна фактическая ошибка.



«...несмотря на то, что ему ничего не досталось от родителей. То, что дал ему отец – это воспитание...» – фактическая ошибка. Отец Штольца перед разлукой дал ему денег на первое время, хотел указать адрес Рейнгольда, но сын отказался его принять. Важно отметить, что Андрей не остался без родительского капитала, однако, как мы узнаём из романа, достанется он ему только после смерти отца: «Ты делал со мной дела, стало быть знаешь, что у меня есть некоторый капитал; но ты прежде смерти моей на него не рассчитывай, а я, вероятно, еще проживу лет двадцать, разве только камень упадет на голову».

К4 – 0



«...повысить свой статус или добился других успехов» – речевая ошибка в построении предложения.



«В романе «Обломов» деятельным человеком является Андрей Штольц, хорошо образованный и полагающийся на себя человек» – тавтология (речевая ошибка).



«...несмотря на то, что ему ничего не досталось от родителей. То, что дал ему отец – это воспитание...» – нарушена логика.



«В результате этого у него нет финансовых трудностей, несмотря на то, что ему ничего не досталось от родителей» – нарушена логика.

Финансовое благополучие Штольца – результат деятельной жизни и труда, оно не зависит никак от капитала отца.



«...без промедления узнал какие помещики в городе...» – необоснованный пропуск слова (речевая ошибка).


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.