|
Кризис Базарова (ЕГЭ по литературе)И. С. Тургенев, по меткому выражению критика Н. Н. Страхова, написал «всегдашний» роман. Произведение отражает идейную борьбу двух политических сил – либералов-дворян, людей сороковых годов девятнадцатого века, и разночинцев-«шестидесятников». Но произведение Тургенева имеет и вневременное значение, так как в нём раскрываются вечные проблемы отцов и детей, любви и дружбы, жизни и смерти. Центральной фигурой романа является Евгений Васильевич Базаров, будущий лекарь и нигилист. Автор проводит своего героя дважды по одному и тому же кругу: Марьино, владение братьев Кирсановых, - Никольское, имение аристократки Одинцовой, и небольшая усадебка родителей Базарова. В одну и ту же среду, к тем же людям, возвращается другой, изменившийся Базаров, человек, который переживает духовный кризис. В начале романа мы видим Базарова победителем и триумфатором, нигилистом, который убеждён в правильности своих взглядов. Он не признаёт авторитетов, искусства, природы, любви как высокого духовного чувства, он убеждён, что всё старое надо разрушить, а уж потом другие на расчищенном месте пусть строят новый прекрасный мир. Мало того, он утверждает, что все люди что деревья в лесу, не стоит их изучать, у всех одна селезёнка, одни лёгкие, все одинаковые. Базаров легко побеждает в споре с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, который с первого взгляда возненавидел «проклятого лекаришку». Молодой человек осуждает Павла Петровича за то, что тот поставил всё на карту женской любви и проиграл, имея в виду роковую любовь аристократа к княгине Р. Нигилист убеждён, что с ним такого не произойдёт. Но вот Базаров встречает на балу, как когда-то старший Кирсанов, свою роковую женщину – Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента начинаются внутренние противоречия в душе героя, духовный кризис. Не признавая любви как высокого духовного чувства, Базаров влюбляется во «влиятельную герцогиню» страстно и безнадёжно, с негодованием осознавая в себе романтика. Но независимая, царственно-величественная и спокойная Анна Сергеевна так себя «заморозила», что не способна на ответное чувство, хотя она увлеклась Базаровым, как любопытным и интересным человеком. Приехав в именьице родителей, Базаров испытывает только скуку, злость и раздражение, и вместе с тем в нём появляются мысли, которые прежнему нигилисту ни за что бы не пришли в голову. Лёжа в тени высокого стога, он говорит своему другу Аркадию Кирсанову, что по сравнению со вселенной, огромной и бесконечной, человек занимает лишь узенькое пространство. Вселенная – это вечность, а человеку до обидного мало отпущено времени. Базаров чувствует несправедливость мира. В нём «кровь обращается», его «мозг работает», он хочет чего-то добиться в жизни, а закончится тем, что из него «лопух расти будет». К чему тогда «из кожи лезть» для какого-то «последнего мужика, Филиппа или Сидора», стремиться, чтобы у них была «славная, белая изба»? Непримиримый, бескомпромиссный, прямолинейный, словно ребёнок, Базаров начинает взрослеть, ощущать трагичность человеческого существования. В результате духовного кризиса Базаров не проходит ни одного испытания, которые устраивает ему автор. Он не прошёл испытания любовью, потерял в Аркадии друга. Младший Кирсанов отказался от нигилистических убеждений и вернулся к семейным ценностям. А Базаров потерял свою уверенность, его стали одолевать сомнения, его взгляды стали меняться. «Может быть, вы и правы, может быть, точно. Всякий человек – загадка», - говорит он Одинцовой. Духовный и мировоззренческий кризис стали причиной смерти Базарова. Вследствие любовных переживаний, Базаров стал невнимательным и рассеянным, вскрывая труп мужика, он случайно поранил палец и умер от заражения крови. Случайность гибели героя ещё раз подчёркивает, что претензии человека на господство в мире несостоятельны. Базаров думал «обломать много дел», а выполнил только одно: умер достойно. Испытывая предсмертные муки, он нашёл в себе силы утешать и успокаивать своих родителей, которых он любил, но никогда этого не показывал. Сама жизнь доказала слабость и несостоятельность нигилизма Евгения Базарова, она же и примирила это «страстное, грешное и бунтующее сердце» с природой и с миром. Автор с сочувствием изображает своего героя, личность сильную, деятельную, трудолюбивую, и в то же время он не приемлет нигилизма Базарова, отрицания как примитивного принципа, упрощённого взгляда на жизнь, поэтому, показывая духовный кризис своего героя, развенчивает его ложную теорию. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|