Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Эволюция образа лирического героя в литературе первой половины XIX века (Уроки по литературе)

Критерии сопоставления Чацкий («Горе от ума», 1823) Онегин («Евгений Онегин», 1823-1830) Печорин («Герой нашего времени», 1841) Чичиков («Мертвые души», 1847)

Эпоха Золотой век русской литературы. Разочарование в политике Александра I, начало возникновение тайных обществ. Восстание декабристов, регрессивная николаевская эпоха, отсутствие возможности практического действия, усилившаяся цензура Эпоха разочарования и скептицизма. Усилившиеся народные притеснения Период «Мрачного семилетия», политические преследования

Мироощущение Век «минувший» сменился веком «нынешним», толкающим Чацкого на бессмысленную импульсивную деятельность, ненужную жертвенность ради благородной цели Жизнь общества и натура светского человека до конца изучена Онегиным, а потому противна ему. Погрузившись в скуку и безразличие для защиты от интриг и страстей общества, Евгений умаляет значение жизни. Герой не видит смысла в общечеловеческих ценностях: дружбе, любви, отрицает их. Он стремится понять психологию людей, полон энергии, но обязан выбирать между «…решительным бездействием и пустой деятельностью». Границы «добра» и «зла» размыты и регулируется лишь неминуемостью расплаты.

Все существование подчинено одной единственной цели, что, впрочем, не мешает герою наслаждаться настоящим моментм

Цель жизни Протест перед гнусной действительностью Поиск цели жизни Стремление принести пользу обществу при отсутствии возможности его реализовать Благополучное, беззаботное существование в достатке

Чем «испытывается» герой? Разочарование в любви, закоренелости общества Трагической потерей, сожалением о своих ошибках, невозможностью вернуть ушедшее Смирением с действительностью, противостоянием давно погибшей чувственной половины личности с её рациональной составляющей Обществом презираемых им людей, не возможность разорвать порочный круг восхождения к заветной цели

Особенности психологии (способы раскрытия характера героя) Длительные монологи, отражающие взгляды героя на общество, заключительная сцена Образ лирического героя насыщен обстоятельствами личной жизни. Раскрытие характера через эволюцию отношения с другими персонажами Рефлексия героя, форма повествования – дневник, нарушения хронологической последовательности повествования История детства Чичикова, его отношение к помещикам, детальное описание сентиментальных наклонностей героя (шкатулка и т.д.)

Жанр произведения Комедия в стихах Роман в стихах Лирико-психологический роман Поэма

Художественный метод «Высокая» комедия с сильными драматическими и трагическими элементами. Речевая индивидуализация персонажей и острые диалоги. Драматические амплуа, соблюдение трех единств. Типизация в изображении нравов. Широкий исторический, общественный, бытовой и культурный фон повествования. Большие лирические отступления (27) и небольшие лирические вставки (50). Форма беседы с читателем, открытое отношение автора к главному герою. Психологизм и реализм. Обозначение зависимости характера Печорина от внешних факторах. Отсутствие переломных для мировоззрения героя моментов в повествовании. Многообразие, но замкнутость проявлений жизни. Своеобразие изображения помещиков, «говорящие» имена, мотив дороги, множество лирических отступлений.

Оценка в критике Несмотря на то, что А.С.Пушкин отказывал Чацкому в уме, признавая за главное умное действующее лицо самого автора, образ Чацкого находится вне времени и пространства больше, нежели Онегин и Печорин. Образ как Онегина, так и Печорина нарекли «франтовскими», эгоистичными и не способными к созидательной и полезной обществу деятельности. Тем не менее, оба персонажа являются порождением своей эпохи. Образ Чичикова был признан образом поистине русским, национальным, правдивым, нелицеприятным, но отчасти поэтическим. Главный герой представляет собой сплетение иронии, бойкости, плутовства и гениальности.

Вывод Чацкий – порождение двадцатых годов, воплощенное стремление к развитию и процветанию, актуальное в любые времена Онегин – порождение тридцатых годов, скучающий скептик, отчужденный от общества, несущего отпечаток тяжелых времен Печорин – жертва обстоятельств, наделенная большим внутренним потенциалом без возможности самореализации Чичиков – естественное, но уродливое порождение общества, отказавшегося от своих убеждений и чести ради карьеры и достатка

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.